суббота, 18 июня 2011 г.

Кундалини йога: философия йоги

Кундалини йога: философия йоги

Какова духовная сущность и цель йоги? kundalini

На сегодняшний день в мире занимаются йогой приблизительно от 30 до 40 миллионов человек. В общем и целом они подходят к ней как к тренировке тела, фитнесу. Это понятие сведено к растяжкам и статичным позам. И это понимание йоги крайне урезано и поверхностно.

Любые позы представляют собой только «кожу», самый верхний уровень йоги. Овладевая асанами , мы научаемся контролировать свое тело, улучшаем свою физическую форму. Следующим уровнем йоги – ее «плотью и кровью » - являются овладение дыханием и ментальные практики, а так же мораль и образ жизни, из нее вытекающий.

Но стержнем йоги, ее традиционной целью всегда было и остается одно: глубокое изменение личности через преобразование сознания, через осознание своей трансцендентной, Божественной природы. Понять эту цель в отрыве от индийской философии невозможно.

Поэтому свое знакомство с йогой мы предлагаем начать с ее глубинного, философского измерения.

В самом общем смысле санскритское слово «йога» означает «духовную дисциплину» индуизма, джайнизма и некоторых школ буддизма. Эти три великие традиции и составляют неотъемлемую суть йоги. Йога как духовная дисциплина эквивалентна христианскому мистицизму, мусульманскому суфизму и иудейской кабале. В более узком смысле йога – одна из ветвей огромного дерева индийской духовности, одна из шести основных философских школ. Слово «йога» произошло от глагола «йой» («налагать ярмо»,или «запрягать»). Ярмо или упряжь должны быть наложены на внимание, которое обычно прыгает с объекта на объект.

Йога рассматривает физический мир как видимую часть истинной Реальности. В соответствии древним учением Упанишад многоликий мир является проявлением одной трансцендентной Реальности, называемой Брахман («то, что расширилось»). Йога представляет путь возврата к этому.

Мудрые пришли к пониманию, что Единая Реальность, являющаяся высшим сознанием и истинным благословением, есть стержень не только всей Вселенной, но и человеческой личности. В качестве сердцевины личности она получила название «Я», или Атман. Санскритский термин «йога», таким образом, получил новое определение как «союз» между низшим, воплощенным «я» и трансцендентным «Я» (Атманом). Это определение до сих пор главенствует как в Индии, так и в остальном мире.

За исключением одной, но весьма влиятельной школы классической йоги, все индусские школы йоги основаны на метафизической идее недвойственной Реальности, происходящей из единого источника – Божественного Сознания. Отвечая на основной вопрос философии, что первично, сознание или материя, большинство индусских философских школ утверждают - Сознание. Весь же видимый мир материальных форм и явлений – это причудливая игра Бога, являющаяся великой иллюзией реальности, Майей.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога –сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов («сутр»), Патанджали учил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

Согласно Патанджали, существует много трансцендентальных «Я», подобно тому, как Природа заключает в себе бесчисленные индивидуальные формы. Природа неодушевленна, бессознательна и не относится к мысли. Лишь «Я» обладает Сознанием. Природа никогда не может стать «Я» и обрести Сознание, а Сознание никогда не сможет творить, производить различные категории Природы. Космический процесс непрерывного создания и умирания различных форм Вселенной существует отдельно от Духа, Сознания. Сознание же вечно, цельно, оно не рождается и не умирает. И лишь с точки зрения непросветленной мысли «Я», или трансцендентное Сознание, кажется вовлеченным в различные царства Природы.

Для Патанджали цель йоги заключалась в освобождении Духа от вовлеченности в процессы природы, освобождение от ошибочной идентификации: «Я» неправильно определяет себя как тело, производя тем самым феномен индивидуального Сознания. Наша личная идентификация себя как «отдельно существующего человека» ложна. Для того чтобы разотождествиться с ложной личностью и вспомнить свою истинную сущность, Сознание должно пробудиться. Пока Сознание воображает себя прикрепленным к телу, оно страдает от многих ограничений, которые налагает воплощение.

Йога – это путь преодоления Сознанием ложной идентификации с конкретным телом, конкретной личностью. Это путь пробуждения Сознания к истинному видению, открытие духовного зрения, которое возвращает «Я» к своей истинной безграничной природе. Большинство школ йоги учат идеалу дживан-мукти, «освобождению при жизни». Согласно этому учению смерть тела не является обязательным условием осознания своей истинной природы. Идеалом йогина является освобождение Сознания от оков ложной идентификации при жизни и затем трансформация жизни в свете этого осознания.

Йога, как дуалистическая, так и недуалистическая, занимается уничтожением страдания (дукха). Под страданиями понимается не только физические страдания тела или эмоциональные страдания души, но и глубокое экзистенциальное страдание ума, проистекающее из привычки отождествлять себя как и индивида, отделенного от всех остальных.

Йога – это путь обретения знания об Истинной Реальности, скрытой от каждой души с момента рождения ее в человеческом теле. Когда «Я» пробуждается, открывается духовное зрение, позволяющее видеть Великую Реальность, в которой нет границ и разделения, нет форм, нет рождения и умирания. Переживание этой Реальности - состояние Самадхи - и является целью Йоги. Таким образом, Йога – это священный путь, направляющий нас от нереального к Реальности, от заблуждения к Истине, от временного к Вечному.

Есть две основные формы образа жизни в соответствии с йогой.

Один путь – путь «вертикальной йоги». Он отмечен мистическим подъемом от обычного Сознания к Сверхсознанию, которое открывается через экстатическое переживание Истинной Реальности. Это состояние называют «нирванкальпа-самадхи». Когда движения мысли полностью успокаиваются в экстатическом состоянии, вспыхивает первичная Реальность. Благость этой временной реализации настолько мощна и прекрасна, что йогин становится совершенно равнодушным к обычной жизни и стремится все больше времени проводить в состоянии трансцендентного экстаза («нирванскальпа-самадхи»). Это путь санньясина, отшельника, отказывающегося от мира. Духовный вертикализм принимает позицию: «в, выше, вне». Через практику йоги индивидуализированное Сознание (в форме внимания) отвлекается от внешнего и фокусируется на себе самом, затем поднимается на все более высокие уровни функционирования ( то есть «высшие» уровни Сознания), и ,наконец, совсем покидает тело и Природу (Космос).

Вторая форма пути йоги – «горизонтальная» или интегральная йога. Этот путь не увлекает от мира в мистический полет. Наоборот, йога этого пути утверждает жизнь и творчество, но открывает перед ними новые горизонты. Эта надмистическая ориентация не высказывает преимущественной заинтересованности в мимолетном затмении «Я», дающим мистический опыт. Она рассматривает любой опыт, в том числе и возвышенное состояние «нирванкальпа-самадхи» всего лишь как опыт, развивающий нас, дающий нам новую глубину и духовную силу. Эта форма йоги нацелена на полное преобразование обыденной жизни на основе знания об истинной природе реальности. Эта йога полного проживания земной реальности, выстраивания своих отношений с ней на основе знания о ее Божественной сущности. И тогда, посещает ли нас экстаз, или испытываем мы горе или боль, мы твердо остаемся приверженными всеобъемлющей Вечной и Истинной Реальности. А это, в свою очередь, позволяет нам привнести нечто от ее блеска и славы сюда, вниз, на Землю.

Итак, традиционно йога в течение тысячелетий служила путем, ведущим от страданий (дукха) к освобождению (мокша, нирвана) или просветлению (бодхи). Очень давно мастера йоги поняли, что мы не сможем достичь полного удовлетворения жизнью, пока не обретем источник счастья за гранью удовольствия и боли. Даже когда мы находимся в превосходной физической форме, здоровы, обладаем достаточно уравновешенной нервной системой и жизнь наша наполнена видимого смысла, глубоко в душе сохраняется беспокойство. Потому что сама только мысль о возможном лишении того, что нам дорого и того, что мы ценим, вызовет страдание. И если представить, что в нашу счастливую жизнь входят лишения, если вдруг мы потеряем работу, распадется брак или лучший друг внезапно превратится во врага, то становится ясно, как зыбко наше счастье и довольство. Как мы беззащитны пред внешними обстоятельствами жизни.

На сознании же человека, овладевшего мастерством йоги, все эти события отзовутся не сильнее, чем рябь на воде.

На стадии просветления ни наслаждение, ни боль не ограничивают внутреннюю свободу. Мы – чистое Сознание и едины с источником всех вещей. Именно это индусская йога называет осознанием «Я». Я, или Дух, сверхсознательно, свободно, вечно и несказанно блаженно. С точки зрения йоги нет достижения выше, чем это, и нет более достойной цели, ибо, когда мы осознаем свою истинную природу как чистое Сознание, все наши действия будут проникнуты свободой и блаженством этого осознания. Никакие обстоятельства не смогут повредить нам, и любые из них мы сможем обогатить мудростью и состраданием, принося таким образом пользу другим людям.

Об этой истинной цели йоги всегда следует помнить, по каким бы личным причинам вы к ней ни обратились.

Хотя йога возникла и на протяжении тысячелетий развивалась в Индии, она направлена на освобождение всех людей. Мораль, которая лежит в ее основе, универсальна, физические и духовные практики предназначены для обычного человеческого тела и мысли, а цель – трансцендентальная Реальность – является основой всеобщего существования. Таким образом, йога по сути своей подходит современному человечеству в той же степени, в какой она была нужна нашим далеким предкам.

Йога – это торная тропа к внутренней свободе. Она помогает нам соприкоснуться сущностными ценностями, без которых жизнь поверхностна и неполна.

Статья написана по материалам книги Г. Фойерштайна «Глубинное измерение йоги».

kundaliniyoga_forum

Больше материалов на сайте Dharam Prakash Kaur www.3ho-kundalini-yoga.ru и на блоге http://kundaliniyoga.blog.ru


Занятия летом в Пензе проходят по адресам:

Зала «Мечта»
Адрес: Пенза, ул. Суворова 111а
, Пн., Ср. - 18.00
Телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru

Проводится набор в группу в зал uni-dance.ru
Торговый Центр "ВЫСШАЯ ЛИГА" Воскресный класс - 10.30 - 12.00
Адрес: ул. Московская 37, 4 этаж (угол ул. Московской и ул. Кураева)
Телефон: +7(8412) 25-06-80 (ресепшн), 73-37-00 в любое время
E-mail: uni-dance@yandex.ru

Необходимые вещи для занятий кундалини йогой:
1. коврик для занятий йогой в зале и на улице (есть в зале профилактория)
2. повязка на глаза (по желанию)
3. одежда для занятий в зале (обычная спортивная или свободная)
4. плед или палантин для релаксации (по желанию)
5. тетрадь и ручки для конспектов (по желанию)
6. маленькую бутылочку воды
7. из еды: фрукты, сухофрукты, чай, мед и т.п. (для живущих далеко от места занятия)

http://kypenza.blogspot.com/

Пенза Тренинги .ру — бизнес-тренинги, семинары и курсы Пензы

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ОднаКнопка