четверг, 2 июня 2011 г.

Ступени йоги

Ступени йоги - Философия - Йога на Yoga Magazine. Философия и практика йоги.
Ступени йоги

Яма — это этические ограничения или универсальные моральные заповеди практикующего йогу, нормирующие его взаимодействие с окружающим миром. Это не просто "правила хорошего тона" для йога - это техника безопасности для работы с психическими энергиями. Не даром эта ступень лежит в фундаменте йоги. Без ее освоения йога превратится либо в простую физкультуру, либо нанесет серьезный вред психическому здоровью практикующего. Яма — первая ступень аштанга-йоги (восьмиступенчатой йоги). «Яма» включает пять основных принципов (по Йога-сутре Патанджали):

  • Ахимса — ненасилие;
  • Сатья — правдивость;
  • Астея — неприсвоение чужого (неворовство);
  • Брахмачарья — воздержание, контроль похоти и сохранение целомудрия до вступления в брак; внутренняя собранность, нераспущенность;
  • Апариграха — нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство.

Во многих других источниках приводится еще некоторые дополнительные принципы:

  • Кшама — милосердие, прощение, терпение;
  • Дхрити — стойкость;
  • Дайя — сострадание;
  • Арджава — честность, прямодушие;
  • Митахара — умеренный аппетит;
  • Шауча — чистота;
  • Каруна — сострадание;
  • Абхая — безопасность;
  • Акродха — незлобивость;
  • Майтри — дружелюбие;
  • Атмията — единство;
  • Мудита — восторг.

Нияма — это методы приведения различных тел в наиболее адаптивное состояние: это наши качества, которые следует развивать и в которые следует направлять энергию. С освоением Ямы сознание освобождается от неправильных состояний, делается более пустым, и на место "пороков" приходят добродетели "Ниямы". Ступень «Нияма» составляют пять основных принципов:

  • Шауча — чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума);
  • Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм;
  • Тапас — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели;
  • Свадхъяя — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления;
  • Ишвара-пранидхана — посвящение своих действий Богу, осознание себя как инструмента, через который Он совершает действия в физическом мире.

Дополнительные принципы (добавленные в средневековье):

  • Сауманасья — благожелательность;
  • Ман-дхатар — вдумчивость;
  • Нирага — бесстрастность;
  • Аваща — независимость;
  • Мантра-вид — знание заклинаний;
  • Дамсанавант — обладание необыкновенной силой;
  • Нишпратидвандва — неимение противников.

Асана — согласно Патанджали, «это положение тела, которое удобно и приятно». Некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки, и едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Данный парадокс связан с тем, что асана практикуемая отличается от асаны пройденной, и пребывание в асане по мере её освоения становится все более удобным и приятным. Асаны — это статичные положения тела, являются одними из важнейших составных частей йогической тренировки. Это упражнения, в которых управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счёт перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле.

Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода, однако обязательно статическое пребывание в позе в течение некоторого времени. Асана воздействует преимущественно на физическое и эфирное тело, специфически активизируя зоны психосоматических соответствий, что освобождает тело от бессознательных мышечных и нервных напряжений, устраняет блоки эфирной энергии. Данный механизм был назван психосоматическим и основывается на существовании взаимосвязи психики и тела человека.

Асаны можно классифицировать по типам исполнения: сидячие позы, лежачие позы, перевернутые позы, скрученные позы, позы с наклонами в разные стороны, позы равновесия. По типам воздействия: растягивающие, скручивающие, силовые, перевернутые, сдавливающие и комбинированные. По задачам: медитативные, то есть способствующие или подготавливающие к практике высших ступеней йоги и терапевтические, то есть обладающие конкретным психо-физиотерапевтическим воздействием на организм.

Пранаяма — это управление праной (жизненная энергия, Ци) с помощью дыхательных упражнений. Сам термин «пранаяма» состоит из двух санскритских слов — «прана» и «яма». Термин прана обозначает собой «дыхание, жизнь, жизненная энергия». Термин «яма» в переводе с санскрита означает «остановка, контроль, управление». Поэтому пранаяму часто определяют как технику сознательного управления дыханием, которая включает в себя систему дыхательных упражнений.

Но само дыхание в упражнениях на самом деле имеет весьма мало отношения к Пранаяме. Дыхание есть только одно из многих упражнений, посредством которых мы достигаем действительной Пранаямы. Пранаяма значит управление Праной. Механизмы действия дыхательных упражнений включают:

  • Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме;
  • Включение в работу в процессе дыхания различных групп дыхательных мышц;
  • Рефлекторное воздействие на мозг посредством воздействия на обонятельные и другие рецепторы;
  • Массаж внутренних органов;
  • Рефлекторное воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему.

Практикой пранаям, в особенности длительных задержек дыхания, и энергетических прокачек, расширяются адаптативные функции организма, сознание становится устойчивым к переживанию различных измененных состояний. Упражнения Пранаямы обычно выполняются в падмасане, ардха-падмасане, или сукхасане. Реже — в положении лёжа. Полный цикл дыхания состоит из четырёх частей: пурака, кумбхака, речака, шуньяка. Упражения можно разделить на подготовительные:

  • Сукха-Пурвака — дыхание, очищающее нервы;

и основные:

  • Полное дыхание йогов;
  • Анулома-вилома;
  • Ритмическое дыхание;
  • Очистительное дыхание.

Пратьяхара (отбрасывание, отрешение) — техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Удержание состояния «Здесь и сейчас». Одно из значений — искусство видеть Бога во всём.

Дхарана — С санскрита термин можно перевести как «концентрация ума с задержкой дыхания», или как «действие, направленное на поддержание, сохранение, удерживание (в памяти)», или же как «твёрдость», «стойкость», «уверенность». Этот термин родственен глагольному корню дхри — «держать», «нести», «поддерживать». Дхарана — это полная концентрация ума на каком-то объекте или мысли. На предыдущей ступени, пратьяхаре, индивид учится контролировать свои чувства, удаляя их от объектов чувственного восприятия.

На стадии дхараны достигается повышенное, но ещё несовершенное сосредоточение ума на одном объекте. Дхарана — это стадия глубокой медитации, когда поток мыслей останавливается и уделяется внимание только одному объекту. Уже на конечной стадии медитация становится настолько глубокой, что в уме медитирующего остаётся только объект концентрации, возникает единство воспринимающего и воспринимаемого.

Дхьяна (сосредоточение, созерцание) — медитативное состояние, является важным понятием в дхармических религиях — индуизме, буддизме и сикхизме. В буддизме дхьяна более известна как дзэн. В дхьяне, медитирующий не осознаёт то, что он находится в процессе медитации, единственное, что он осознаёт — это факт своего существования и объект своей медитации. Дхьяна отличается от дхараны тем, что медитирующий становится одним с объектом своей медитации и способен находится в этом состоянии на протяжении 12 дхаран или 144-х секунд.

Самадхи (целостность, объединение; осуществление, завершение) — это созерцание, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним миром, слиянии индивидуального сознания как микрокосма с космическим абсолютом как макрокосмом.

Методов, позволяющих пережить самадхи, за историю человечества сохранилось очень много. Даже в отдельных традициях, например, в тантре, этих методов насчитывают сотни. Классифицировать все методы можно по нескольким критериям, например, по возможной скорости вхождения в это состояние: мгновенно или с течением времени.

Достигается самадхи тотальной однонаправленностью ума на какой-либо объект, в результате чего состояние ума и сознания изменяется, так, что Самадхи имеет возможность проявиться. В этом состоянии понятие времени и пространства совершенно другое. В течение часа или двух вы находитесь в совершенно другом мире. Там вы видите, что почти все сделано. Здесь, в этом мире, в вас и в других есть еще много невыполненных желаний. Миллионы желаний еще не исполнены, и миллионы дел остаются в ожидании осуществления. Но когда вы пребываете в самадхи, вы видите, что практически все сделано, вам нечего делать. Вы - только инструмент. Если вы используетесь, прекрасно, если нет, значит все уже сделано. Но из самадхи каждый должен вернуться к обычному сознанию.

Самьяма — термин йоги, означающий совместную одновременную практику дхараны, дхьяны и самадхи. Представляет собой средство познания качеств объекта. Постоянно практикуется йогами таких школ, как раджа-йога. Активируется на подсознательном уровне путём медитации на стадии глубокого транса.

Индивидуум, достигший успеха в практике самьямы, достигает полного контроля над своим умом и чувствами, а также обретает мистические йогические совершенства, которые описываются в «Йога-сутрах».Самьяма представляет собой великий инструмент йога. Объекты познания безграничны, и они делятся на грубые, более грубые, самые грубые, а также на тонкие, более тонкие, самые тонкие и т. д.

Самьяма сначала должна применяться к грубым объектам, и после того как индивидуум познал уровень грубой материи, постепенно, в несколько этапов, он начинает познавать более тонкие элементы.


Занятия в Пензе проходят по адресам:


Зала «Мечта»
Адрес: Пенза, ул. Суворова 111а
, Пн., Ср. - 18.00
Телефон: 39-15-04
E-mail: allatarhova@mail.ru
ПГПУ имени В.Г.Белинского
Адрес: Пенза, ул.Лермонтова 37, корпус
, Вт., Чт. - 18.00 и Вт., Чт. 19.40
Телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru
Проводится набор в группу в зал uni-dance.ru
Торговый Центр "ВЫСШАЯ ЛИГА" Воскресный класс - 10.30 - 12.00
Адрес: ул. Московская 37, 4 этаж (угол ул. Московской и ул. Кураева)
Телефон: +7(8412) 25-06-80 (ресепшн), 73-37-00 в любое время
E-mail: uni-dance@yandex.ru
Необходимые вещи для занятий кундалини йогой:
1. коврик для занятий йогой в зале и на улице (есть в зале профилактория)
2. повязка на глаза (по желанию)
3. одежда для занятий в зале (обычная спортивная или свободная)
4. плед или палантин для релаксации (по желанию)
5. тетрадь и ручки для конспектов (по желанию)
6. маленькую бутылочку воды
7. из еды: фрукты, сухофрукты, чай, мед и т.п. (для живущих далеко от места занятия)
Пенза Тренинги .ру — бизнес-тренинги, семинары и курсы Пензы
http://www.blogger.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ОднаКнопка