Автор: Dharam Prakash Kaur
Йога - сложное учение с более чем пятитысячелетней историей.
Новичкам легко потеряться среди богатейшего обилия практик, философии и литературы, посвященной йоге. Однако существуют несколько основных принципов, освоение которых облегчит доступ к любым аспектам йоги. Вот эти десять основ.
Принцип 1
Традиционно йогу принято называть учением об освобождении (мокшашастра). Она стремится освободить нас от ограниченного понимания собственной сути. По привычке мы определяем себя как данное конкретное тело, мысли, имущество и связи. Согласно йоге, такая идентификация себя является глубоким и роковым заблуждением. Это заблуждение приковывает нас к обусловленной привычками рутине, заставляя снова и снова испытывать страдания (дукха). По сути своей мы Нечто или Некто, совершенно отличные от данного конкретного тела, мыслей, имущества и связей. С точки зрения йоги мы – бессмертное сверхсознательное Бытие. И будучи этим единым Бытием, не знаем никаких ограничений. Мы не имеем границ. Мы свободны. Любые учения йоги стремятся помочь нам осознать эту фундаментальную истину.
Принцип 2
Мы все отличаемся друг от друга. Каждый из нас имеет свои сильные и свои слабые стороны. Мастера йоги создали различные подходы, чтобы йога могла помочь каждому. Это и есть различные ветви йоги. В индуистской йоге в общих чертах выделяются семь таких ветвей:
Раджа – йога, «царская йога», - восьмиступенчатый путь аштанга - йоги Патанджали, называемый также «классической йогой», - направлена на освобождение путем медитации. Она предназначена для тех. Кто способен к глубокой концентрации, сопровождаемой отречением от мира.
Хатха – йога, «йога силы», направлена на освобождение путем физической трансформации.
Джнана-йога, «йога мудрости», направлена на освобождение путем постепенного постижения высшей мудрости, которая позволяет ясно отличать реальное от нереального. Подобно раджа-йоге эта йога предполагает отречение от мира.
Карма-йога, «йога действия», направлена на освобождение путем возвышающего личное «я» служения. Эта йога часто рассматривается как наиболее подходящая для тех, кто не обладает нужными качествами для сосредоточения и медитации, однако на деле является необходимой для всех, кто занимается йогой.
Бхакти - йога, «йога набожности», направлена на освобождение путем подчинения себя Божеству, которому посвящены молитвы тех, кто глубоко чувствует и рассматривает трансцендентальную Реальность скорее в персонифицированных, чем в обезличенных понятиях.
Мантра-йога, «йога могучего звука», направлена на освобождение путем повторения (вслух или мысленно) насыщенных силой звуков (мантр). Мантра – йога часто рассматривается как аспект Тантра-йоги.
Тантра-йога, «непрерывная йога», направлена на освобождение путем ритуалов, визуализации, работы с тонкими энергиями и осознания идентичности (или непрерывности) обыденного мира и трансцендентной Реальности. К направлению Тантра – йоги относят и Кундалини-йогу.
Эти семь ветвей служат порталами к тайнам йоги через нее – к собственному сознанию.
Принцип 3
Все ветви и формы йоги основаны на здоровом, моральном образе жизни. Такая жизнь руководствуется принципами дхармы, что означает «мораль», «закон», «порядок», «достоинство». Она означает следующие моральные достоинства:
Непричинение вреда (ахимса);
Правдивость (сатья);
Воздержание от воровства (астейя);
Целомудрие (брахмачарья);
Сострадание (каруна);
Милосердие (майтри).
Без твердого следования этим моральным принципам йога не может привести нас к конечной цели, к освобождению. Ведь пока мы ведем образ жизни, не вполне соответствующий этим требованиям, наши энергии остаются рассеянными и мы продолжаем пожинать негативные последствия собственных действий (карма). Зато здоровая жизнь по законам морали прекращает создание негативных влияний и сосредотачивает энергии подобно лазерному лучу, что позволяет нам полностью открыть или осознать, свою истинную природу.
Принцип 4
Йога представляет собой неразрывное единство теории и практики. Это и не философствование в кресле, и не набор технических приемов в спортивном зале. Чтобы заниматься йогой правильно и с успехом, необходимо уделять должное внимание и идеям, которые лежат в основе практических методов, и, наоборот, упражнениям и методам, которые воплощают теорию. Такой подход называется вдумчивым или осмысленным.
Например, регулярное выполнение йогических упражнений, безусловно, поможет поддерживать хорошее физическое здоровье. Но чтобы раскрыть более глубокий потенциал этих упражнений, нужно осознать их как малую часть целостного подхода к духовному освобождению. Простая медитация, несомненно, приводит в порядок нервную систему и успокаивает мысли. Однако лишь поняв природу мысли благодаря теориям йоги, можно надеяться преодолеть унаследованное ограничение умственной деятельности и открыть трансцендентное Сознание. Иными словами, без изучения философии йоги, не возможно далеко продвинуться на пути йоги. Но не практикуя методы, технические приемы йоги, так же невозможно достигнуть цели йоги.
Принцип 5
Каким бы простым ни был ваш подход к йоге, следует помнить, что все подходы требуют глубокой готовности к изменению себя. Если бояться перемен и не желать оставить привычные пути, добиться успеха в йоге нельзя. Занятия йогой требует значительных личных усилий (виайяма), что подразумевает высокую самодисциплину (атма – ниграха). Стараясь заменить нежелательные привычки желательными, мы неизбежно испытываем раздражение. Но это раздражение скорее созидательное, чем разрушительное. На санскрите данный процесс называется тапас, т. е. «пылание», «жар». Этот же термин переводится как «аскетизм», который основан на самоограничении.
Принцип 6
Йога включает многочисленные практики, как физические, так и ментальные. Их можно свести к двум большим категориям: абхиаса и вайрагия.
Абхиаса – это многократное выполнение упражнений или техник, которые должны привести мысль в нужное состояние.
Вайрагия – дополнительная практика избавления от старых стереотипов поведения или привязанностей.
Абхиаса постепенно открывает нам глубинные, скрытые стороны мысли, тогда как вайрагия шаг за шагом уводит нас за пределы кажущегося по направлению к Реальности.
Принцип 7
Чем ближе мы становимся к осознанию себя, к просветлению, тем проще мы становимся. Только те, кто стремится к освобождению словно это трофей, впадают в заблуждение относительно процесса, инициированного йогой и самих себя. Им хочется быть экстроординарными, хотя свободные существа идеально просты. Они с одинаковым удовольствием моют посуду, тихо сидят в медитации или беседуют с учениками. Поэтому с самого начала йога славилась не только как путь отвергающего мир аскетизма (санньясин), но и как путь принимающего мир хозяина дома (грихастха), который использует события повседневной жизни как практику йоги.
Принцип 8
В любой практике йоги присутствует элемент приятного «сюрприза», или помощи. В теистических школах это объясняется как милость (прасада) божества, в нонтеистических , таких как джайна-йога или буддистской йоги, помощь считается проистекающей от освобожденных существ (называемых архатами, буддами, бодхисатвами, тиртан-карами, маха-сидхами). Гуру являются также каналами благих энергий, или благословлений, направленных на развитие учеников. Процесс благословления гуру ученика называется «трансмиссией» (самкара). В некоторых школах это называют шакти-пата , т.е. «нисхождение силы». Под силой в данном случае понимается энергия самого Сознания.
Принцип 9
Любая йога требует инициации, посвящения. Это значит что инициация (дикша) квалифицированным учителем необходима для достижения окончательного успеха в занятиях йогой. Вполне возможно почерпнуть пользу от йогических практик и без инициации. Но на более высоких ступнях йоги исправление путем инициации совершенно необходимо. Привычный образ жизни слишком крепко сидит в нас, чтобы позволить произойти изменениям на глубоком уровне без вмешательства мастера йоги. Все практики йоги следует рассматривать как подготовку к этому моменту.
Принцип 10
Йога – это постоянный процесс замещения неосознанного образа мыслей и поведения новым, более совершенным образом, служащим выражением высших сил.
Чтобы достичь таких степеней изменения себя, требуется время, и потому те, кто занимается йогой, прежде и больше всего должны воспитывать терпение. Просветление, или Освобождение не происходит за несколько дней, недель или месяцев. Но один из основных принципов йоги заключается в том, что никакое усилие не проходит даром. Даже малая попытка изменить себя сказывается впоследствии. И терпеливо накапливаемые усилия рано или поздно приведут к просветлению.
Статья написана по материалам книги Г. Фойерштайна «Глубинное измерение йоги».
Занятия летом в Пензе проходят по адресам:
Зала «Мечта»
Адрес: Пенза, ул. Суворова 111а, Пн., Ср. - 18.00
Телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru
Проводится набор в группу в зал uni-dance.ru
Торговый Центр "ВЫСШАЯ ЛИГА" Воскресный класс - 10.30 - 12.00
Адрес: ул. Московская 37, 4 этаж (угол ул. Московской и ул. Кураева)
Телефон: +7(8412) 25-06-80 (ресепшн), 73-37-00 в любое время
E-mail: uni-dance@yandex.ru
Необходимые вещи для занятий кундалини йогой:
1. коврик для занятий йогой в зале и на улице (есть в зале профилактория)
2. повязка на глаза (по желанию)
3. одежда для занятий в зале (обычная спортивная или свободная)
4. плед или палантин для релаксации (по желанию)
5. тетрадь и ручки для конспектов (по желанию)
6. маленькую бутылочку воды
7. из еды: фрукты, сухофрукты, чай, мед и т.п. (для живущих далеко от места занятия)
Комментариев нет:
Отправить комментарий