суббота, 15 февраля 2014 г.

Лекция №5, Александр Куликов, март 2013 года

 "Анахата – Сердечная Чакра" (Лекции Александра Куликова, «Перезагрузка» 22-24 марта 2013 года)

Слово «бой» - неприемлемо для Анахата Чакры.
Ну что ж, последнее занятие.
Завершаем это семинар классом, который дает еще одну возможность для открытия и включения Сердечной Чакры. Напоминаю, что такие слова, как «чего-либо достичь», «волевым усилием пробить», «добиться», «понять», «разобраться», «спланировать наступление» для Четвертой Чакры не приемлемы. То есть все атрибуты, свойственные Пупочной Чакре, на уровне Сердечной Чакры не работают. В этом заключается её особенность и специфика. Сколько бы волевых усилий мы не прикладывали, они вовсе не гарантируют, что на Четвертой Чакре цель будет достигнута: центр будет работать, и на нас снизойдет вся эта благодать. Одно из условий функционирования высших центров заключается в том, что их работа санкционируется только самим Богом, то есть Он является той инстанцией, которая ставит заключительную подпись, как президент утверждает указ, одобренный Думой. И если этого соизволения нет, то может ничего не произойти. В этом особенность и в этом специфика работы высших центров.
Люди в большинстве случаев живут на трех нижних этажах, поэтому, конечно, освоение четвертого и более высоких уровней становится проблематичным. Люди привыкают строить планы, разрабатывать различные проекты, ставить промежуточные цели, выделять этапы, проверять, сверяться и т.п., но на Четвертой Чакре это работать не будет. То есть можно сколько угодно стараться, а ничего не произойдет, если на то не будет Его соизволения. Точно так же могут не сработать и попытки все понять и разобраться во всем, что тоже является особенностью Пупочной Чакры. Поэтому, кстати, лекции для Четвертой Чакры, вообще-то, должны иметь совершенно иной характер: они должны быть наполнены большим количеством произведений выдающихся писателей и поэтов, в них должна присутствовать живопись, которая воодушевляет и демонстрирует присутствие Бога в окружающем нас мире, т.е. то, что называется «высоким искусством».
Прямое явление Бога в своей форме – это уровень совсем верхних центров. А на Четвертой Чакре Его присутствие является весьма расплывчатым, размытым, то есть вы не можете Его ощутить в какой-либо конкретной форме. Поэтому Анахата Чакра воспринимается большей частью чувственно и эмоционально как состояние невообразимой красоты, впечатляющей и захватывающей нас, поражающей наше воображение, вызывающей чувство гармонии, любви, которая точно так же всецело овладевает нами. И в этом вообще нет логики и какого-то рационального понимания. Более того, если мы включим логику, пытаясь осознать или систематизировать, как я вчера долго расписывал любовь по трем координатным осям, то она ускользнет. Если только вы сумеете увидеть Божественную красоту и особую гармонию в этой схеме, и это сподвигнет вас к соответствующим действиям: к тому, чтобы дальше развивать эту тему, написать об этом книгу или что-то еще.
Кстати, писать об этом книгу не надо, потому что все эти материалы есть. Тем, кто хочет более подробно ознакомиться с психологическими проявлениями энергетических центров, я могу посоветовать книжку, по которой я весь этот материал готовил, – это книга Авессалома Подводного. Правда, материал там представлен не совсем в «чистом» виде: я немножко откорректировал его с учетом именно йоговской специфики видения человека, а там представлено скорее оккультное, эзотерическое видение. Авессалом Подводный – это псевдоним, а зовут его на самом деле Саша Тихомиров. Это наш соотечественник, который до сих пор жив. Он очень много писал на оккультные, эзотерические темы и хорошо знаком с индуизмом, имеет высшее математическое образование. Ко всему прочему он еще и прекрасный поэт – то есть такая вот уникально развитая личность. В свое время он написал серию книг, посвященных нашей оккультной анатомии – тела, чакры и.т.д., рассказал, как это все работает и как это проявляется на разных уровнях бытия человека, какие существуют подводные камни и как можно со всем этим работать. В основном он акцентирует внимание на психологическом аспекте, то есть йоги там, конечно, никакой нет. Но для глубокого понимания предмета эта книжка очень интересна, тем более она написана, еще раз повторяю, нашим соотечественником на родном языке, притом язык у него замечательный – это грамотный и очень хорошо выстроенный текст. Так что вы можете почитать его книжки.
Вот книжки, которые я использовал. Первая – «Возвращенный оккультизм, или повесть о тонкой семерке». Там он рассматривает ту естественную «микрофлору», которая сопровождает человека по жизни, имея в виду различные сущности, которые ответственны за те или иные проявления человека на разных эволюционных уровнях и в разных телах. И там он как раз обращает внимание на все аспекты, связанные с чакрами и с телами: как это все регулируется, какие там могут быть проблемные моменты, в чем они проявляются. Информацию он, в свою очередь, тоже черпал из определенных источников. То есть это, конечно, смрити, а не шрути – не откровение. Во многом шрути, то есть текстом-откровением, для него была книга Даниила Андреева «Роза мира». Это, конечно, шрути, откровение, написанное с чистого листа в определенных условиях. Ну, кто знаком, тот знает. Там, конечно, есть какие-то заимствования, но в целом это шрути. И Авессалом Подводный, конечно, многое берет оттуда как из источника своего вдохновения. А я, соответственно, беру информацию у него для того, чтобы осветить работу чакр более широко и с некоторым психологическим подтекстом, хотя для йоги, еще раз повторяю, это очень не характерно.
Йоги не занимаются типизацией, их это мало интересует, и вообще психология их интересует меньше всего. В той йоге, в которой мы с вами взаимодействуем, основная работа заключается в апелляции, во-первых, к самому источнику творения, то есть к Богу, а во-вторых, к своим собственным телам – физическому и энергетическому, то есть к тому, с чем можно проделывать непосредственные манипуляции, прибегая к определенным практикам. Йоги предлагают не заниматься рассматриванием своего места на игровом поле Бога, а заниматься продвижением по этой доске, предлагая сразу всю схему и все уровни в этой игре; не застревать на какой-то одной клетке и заниматься там нарциссическим самолюбованием или же потугами сделать свое пребывание на этой клетке более комфортным, избавившись от комплексов и от чего-то еще, а действовать. Поэтому они и действуют так сразу.
С йоговской точки зрения, чакры становятся активными только тогда, когда в них попадает энергия Кундалини. Собственно, йогов и интересует движение этой энергии по главной магистрали, по центральному позвоночному каналу. Эта энергия называется Кундалини-шакти, и она является энергией Бога. Вся энергия, с помощью которой Он творит Вселенную, и есть Кундалини. Можно представить себе, что благодаря ей произошел большой взрыв и образовалась наша Вселенная и множество других Вселенных за ее пределами. И вся эта энергия есть внутри нас. Дальше йоги стараются эту энергию инициировать и пробудить, а затем доставить её тому, кто является её естественным и единственным хозяином.
На этом пути у энергии Кундалини стоят шесть преград в виде чакр, каждая из которых норовит воспользоваться этой энергией. Из них три центра стремятся попользоваться ей наиболее активно, они называются в йоговской терминологии «грантхи», или узлы: это те центры, в которых энергии Кундалини свойственно оставаться чуть дольше, чем положено. Это второй, четвертый и шестой центры – соответственно, Рудра-, Вишну- и Брахма-грантхи. Йогов интересует, как доставить энергию Кундалини до обладателя, по возможности задействуя эти промежуточные этапы в минимальной степени. Поэтому знания о чакрах им нужны только для того, чтобы помогать Кундалини двигаться вверх, все время «напоминать» ей о том, что нужно продолжать движение, потому что подъемы энергии не всегда сопровождаются методами «мгновенного пронзания», когда эта энергия просто проходит насквозь через все центры, как торпеда, и нигде не застревает. Такая форма подъема энергии называется пара-кундалини и случается только у высоко продвинутых душ, то есть тех душ, которые в материальной реальности не хотят ничего, кроме единства с Ним. И если мы просканируем такого человека (точнее он сам себя), то ничего, кроме этого единственного желания, там не останется. В таком случае энергия действительно будет двигаться таким способом: очень быстро и одномоментно пронзая все центры.
Такой способ, когда энергия моментально пронзала все энергетические центры, предлагал и реализовывал Йоги Бхаджан. Тогда Кундалини сразу доставлялась в область Седьмой Чакры. И после того, как эти Десятые Врата, или ворота Брахмы, открывались и человек становился единым с Богом, начинался процесс регулирования степени открытости чакр. То есть после того, как было достигнуто состояние единства с Ним, центры использовались как функциональные элементы, чтобы находить общую коммуникативную платформу с этим миром.
Потому что с миром надо общаться.
Йоги Бхаджан всегда говорил о том, что жизнь – это взаимодействие, а взаимодействие и коммуникация с миром происходит на разных «этажах». У всех людей разные желания в жизни, и эти желания выливаются в разные вИдения и в разные языки взаимодействия с этим миром, которые определяются соответствующими чакрами. Если мы хотим действительно достичь взаимопонимания, то мы должны оказаться на одной коммуникативной платформе с человеком, иначе он будет воспринимать нас как не очень адекватного, многих вещей он попросту может не понять.
Я вчера вам говорил, что человек, который находится на чакру выше, воспринимается как практический учитель, на две чакры выше – как духовный учитель, а если человек находится на три чакры выше – просто уже невозможно понять, о чем он говорит. То есть для человека, который пребывает на Второй Чакре и просто спокойно и хорошо живет, потуги человека с фоновой Третьей Чакрой – с его желаниями управлять этим миром, разбираться в нем, структурировать его тем или иным образом, понимать – воспринимаются как блажь какая-то. «Да успокойся, – думает он, – живи себе спокойно». С другой стороны, он понимает, что такой человек имеет больше возможностей в этом мире, но для их реализации нужно прикладывать усилия. Поэтому человек с Третьей Чакрой является для него таким практическим учителем, хотя на самом деле ему будет с ним не очень комфортно, потому что на Второй Чакре человеку комфортно ничего не делать или делать только то, что само приходит в руки, и этим наслаждаться, просто жить без всяких обязательств в достаточно аморфной среде. А тут надо совершать какие-то усилия, перешагивать через удовольствия, что не очень понятно.
Вопрос из зала: “Чем отличается делание и активность человека сознание, которого находится на Второй Чакре, от аналогичного процесса у человека на Четвертой Чакре?”
Ответ: А вчера мы об этом говорили, когда Катя задала мне вопрос о Второй и Четвертой Чакрах: чем отличается делание Второй чакры от делания Четвертой Чакры.
Из зала: “Нет, как раскусить это?”
Ответ: Раскусить очень просто. На Второй Чакре возникает «липкость», то есть дистанция между вами начинает очень быстро сокращаться, и человек «прилипает» к вам. Это называется «липкий взгляд», как говорил Пелевин. Это один из маркеров. Человек будет все время прилипать к вам и норовить приклеить вас к себе, чтобы вы были своего рода его придатком, от которого и благодаря которому можно получать удовольствие. Человек Четвертой Чакры будет казаться очень прохладным, он не будет торопиться сократить дистанцию, а наоборот, будет ее сохранять, потому что только на расстоянии можно любить. И об этом я тоже вчера говорил. Для человека, который находится на Четвертой Чакре, а не на Второй, именно это ценно. Он будет стремиться все время сохранять расстояние: подальше уезжать от возлюбленного, писать письма ему, чтобы сохранялось это чувство, томление, потому что он интуитивно будет ощущать, что если он начнет сближаться с любимым человеком, то ему грозит опасность упасть на Вторую Чакру. Тогда нужно сделать следующее, как я говорил вчера: нужно между двумя поставить третьего, но не лишнего, то есть не замкнуть ситуацию на Второй Чакре только с тремя компонентами, что еще хуже. Между собой и партнером нужно поставить Бога. Между ними должен быть третий, но не лишний: и это должен быть Бог или его «заменитель».
Если человек придерживается материалистических взглядов, у него тоже есть какие-то идеалы, какие-то эталоны в этом мире, перед которыми он по-своему преклоняется. И если этот эталон встанет между двумя любящими людьми и они оба будут смотреть на него из самой души, резонировать с ним, то тогда все в порядке. Тогда уже можно быть близко друг с другом. А иначе человек Четвертой Чакры стремится все время держать дистанцию, потому что так любовь сохраняется. «Я так скучаю…» – и дальше идут письма. «Я томлюсь в разлуке с тобой». И это чувство для него ценно.
Вопрос из зала: “Ключевое слово, которое ты сказал, человек, находящийся на Свадхистане, делает то, что приходит, то есть он не планирует и так далее, а тот, что на Анахате, планирует ли?”
Ответ: Нет, не планирует. Там и там есть высокая текучесть, там и там есть очень высокая подвижность среды, в которой пребывает человек. И на Второй Чакре, которая работает на элементе воды, ситуация очень текучая, соответственно, человек тоже «течет» вместе с миром. Но он «течет» только в ту сторону, которая приятна ему, направление течения определяется его собственными удовольствиями. Вода никогда не двигается против силы гравитации, то есть она всегда будет течь вниз в соответствии с перепадом высот. И точно так же человек Второй Чакры будет «течь», ориентируясь на собственные удовольствия, при этом воспринимая внешний мир как нечто отдельное от него. Вот в этом особенность. То есть внешний мир не является им, поэтому такой человек может быть достаточно равнодушен, более того даже груб по отношению к внешнему миру: будет использовать его, высасывать все из него, не заботясь о его дальнейшей жизни. Так мы можем благополучно вырубать леса, желая получить еще больше удовольствия, мало беспокоясь о том, что будет в пространстве вокруг нас. Главное, чтобы нам было приятно и хорошо сейчас. Если это легко и не требует никаких особенных усилий, то так человек на Второй Чакре и работает.
На Четвертой Чакре такой номер не пройдет, потому что нет границ между человеком и миром. И он это чувствует, чувствует окружающий мир и его жизнь. Итак, я вам сказал, что, например, человек на Второй Чакре будет есть все, что вкусно. Наташа Королева ведет передачу в 12.30, где они готовят всякую ерунду: устрицы с чем-нибудь еще, мясо какое-то, – главное, чтобы это было вкусно. Вот для Второй Чакры главное – получить удовольствие. Если я получаю от этого удовольствие, я съедаю это. А на Четвертой Чакре вам это не придет в голову, потому что вы будете чувствовать то, что в этом содержится, потому что вы открыты миру. То есть перед тем, как это положится в рот, произойдет считывание информации о том, что в этом есть. Это войдет в вас сначала информационно. И если вы все-таки уже съели, то тогда сходите в туалет, проблюйтесь несколько раз, почиститесь, потом примите пост и так далее. Вот в этом отличие.
Четные чакры не такие деятельные, как нечетные, они более пассивные, более женские. На Четвертой Чакре человек очень открыт миру. Он уже своими ощущениями и удовольствиями не руководствуется. Его поведение всегда каким-то образом соотносится с состоянием мира. И если для мира это плохо, то он этого не будет делать, а будет все время стремиться держать равновесие между собой и миром, будет все время спрашивать: «Как ты чувствуешь себя здесь и сейчас?». Все время будет о вас беспокоиться.
Вопрос из зала: “Вот человек находится на Второй Чакре, на Четвертой Чакре. А вчера говорили о том, что мы все проявлены через Первую Чакру, что там Кундалини находится. Как одно с другим сочетается?”
Ответ: Очень просто сочетается. Еще раз повторю вчерашний пассаж: чакра раскрывается на 100% только тогда, когда туда попадает энергия Кундалини.
Вопрос: “То есть, когда мы сейчас говорим, что человек находится на Четвертой Чакре, имеется в виду, что чакра проявлена слегка?..”
Ответ: Да! Она проявляет свои следы, она есть, но очень-очень слабая. Приблизительно так же, как солнце светит сквозь тучи. Мы видим свет, он определенно есть, но самого солнца мы не видим, оно нас не ослепляет. Но свет идет, и мы сможем сказать, где приблизительно располагается солнце. Особенно если пространство представляет собой не грозовые тучи, а скорее дымку. Мы можем сказать, где находится солнце, но его контура можем не видеть. Точно так же и с чакрой: то, о чем мы сейчас говорим, – это ее следовые проявления, связанные больше с её проекцией в теле физическом и в теле сознания, то есть как она проявляется через особенности нашей психики, сенсорной системы, органов чувств и органов действия, то, что мы «выхватываем» в этом мире, как мы его видим, к чему мы предрасположены, потому что чакры выражают потребности, желания нашей души в обусловленной форме на нижних центрах и в необусловленной форме на верхних центрах. И желание полной чистоты и чистого бытия выражается только на Седьмой Чакре.
Через Седьмую Чакру транслируется чистое желание души быть только вместе с Богом, быть с Ним единым целым. Если это желание есть и оно будет транслироваться через Седьмую Чакру, то тогда человек быстро достигает подъема Кундалини. А потом включается Восьмая Чакра, и оказывается, что за светом брахмаджьоти существует целая духовная реальность. Но это Восьмая Чакра. И оказывается духовный мир такой же, как и земной, те же самые игры, что и у нас, только в бессмертном состоянии. И тогда мы начинаем участвовать в этой же жизни, но только как бессмертные существа, не боясь смерти. Так работает Восьмая Чакра. Мы вовлечены точно так же, точно так же действуем, но только с совершенно иным качеством, с пробужденным сознанием. А йоги говорят, что, раз чакра «схватывает» на энергетическом уровне желания души, эту тенденцию, то почему бы нам не усилить соответствующий центр, чтобы «выхватить» специально нужную тенденцию. Пусть даже она проявлена на 30%, но мы же можем…
Они такие строптивые!
Я уже говорил, что тантрическая йога представляет собой продвинутые материалистические техники, то есть техники с активным использованием и вовлечением материалистических компонентов в духовность. Отсюда и слово тантра, означающее «растягивать». Мы берем материальный мир и натягиваем его, как покрывало, пока не достигнем Божественного сознания. Или ткань, в которой все нити переплетены, и Божественное вплетено в материальное и образует с ним одну единую ткань. Возможность видеть всю эту ткань, а не только отдельные полосы – это тоже тантра. Но в основном под словом тантра мы понимаем способность использовать материальный мир для духовного роста и прогресса.
Есть тантры левые и правые в зависимости от того, какова грубость проявления материальных элементов, используемых для духовного роста. Некоторые школы используют самые грубые проявления материального мира, а есть школы, которые следуют ритуалам. Правые школы следуют традициям ведическим и другим, ведут чистый образ жизни, соблюдают принципы ямыниямы и так далее – то есть следуют определенным предписаниям. А есть школы, которые просто используют все проявления материального мира для того, чтобы каким-то образом «растянуть» их и найти там божественное или «дотянуть» их до божественного.
Раз есть Седьмая Чакра, значит, мы её можем включить и она будет работать как улавливатель. Есть такой мухоулавливатель: когда его включают, муха к нему прилетает и ловится. Точно так же и здесь. Чакра – это своеобразный «улавливатель» определенных желаний души. И когда мы включаем Седьмую Чакру, то улавливается желание души быть вместе с Богом единым целым. Я и Бог, Бог и я есть одно, и нет ничего другого. Есть только Он и все. И я в нем, а Он во мне. И когда это желание улавливается, дальше встает вопрос практики, чтобы это активизированное желание поддержать, усилить и реализовать. И дальше уже мы встаем на путь, который, конечно, представляет собой определенную садхану. Естественно, чем больше разница между тем, что мы имеем, и тем, за что мы взялись, тем сложнее практика. И тем труднее она выполнима.
И только с этой точки зрения нас иногда интересует наше местоположение. Просто выполнять практику недостаточно, несмотря на то, что в нее уже заложена подъемная сила для сознания. Еще раз повторю то, что я говорил на интенсивном классе в воскресенье: в практике (это сформулировано Махариши Патанджали) обязательно должны присутствовать три компонента: воля Бога, понимание и сама практика. И все эти аспекты должны быть задействованы. Воля Бога часто выражается в кармической зрелости: то есть вы уже дошли до определенного порога, и надо просто сделать шаг, если это действительно Его санкция относительно вас. Другой вариант – это какая-либо дикша, какое-то посвящение. Второй аспект выражает определенный самоанализ, или понимание – самбандха, то есть знание о том, как протекает процесс: особенности той или иной дисциплины, той или иной практики, ее возможные этапы, подводные камни, маркеры на пути и так далее. И последнее это, собственно, сама практика.
Каждый из аспектов апеллирует к одному из трех тел: упование на волю Бога апеллирует к духовному телу – телу души, понимание апеллирует к телу сознания, а практика апеллирует к физическому телу или иногда к телу сознания при использовании тонких форм медитации. Если один из компонентов отсутствует, то в процессе будет происходить что-то не то. Если будет много практики и будет присутствовать воля Бога, но не будет понимания, то ваш процесс может быть неустойчивым. Вы будете много практиковать и испытывать сильные переживания, и даже будет на это Его санкция, но процесс все равно может быть неустойчивым. Так происходит, если мы не совсем понимаем, что это такое, как к этому относиться – как к очистительному или как к какому-то другому процессу, например. Кроме того, мы пребываем в постоянном взаимодействии с миром, и это тоже может вызвать некоторое замешательство. Мы можем испытывать иногда очень сильные переживания, при этом не понимая сути практики. Вследствие этого процесс также принимает очень нестабильный характер. Мы вдруг можем бросить все, впасть в некое замешательство, если нет ясности относительно правильности процесса.
Если есть понимание процесса и есть определенная санкция, но нет определенной практики, то тогда процесс может протекать очень-очень медленно и нестабильно.
Если нет воли Бога, даже если вы делаете практику и у вас есть определенное понимание, то процесс может вызвать разочарование, потому что не будет каких-то видимых результатов в практике, процесс будет проистекать слишком тяжело, слишком натужно, будет очень много препятствий, сопротивления, борьбы. Тогда может произойти полная остановка и даже откат назад.
Хорошо, если в любой практике присутствуют все три составляющие: тогда не будет замешательства, процесс будет устойчивый и достаточно гармоничный. Поэтому то, что я говорю, нужно для понимания, чтобы как-то разобраться с практикой. Чем больше расстояние между целью и нашим текущим местоположением, тем практика должна быть более жесткой, более серьезной. Соответственно, чем это расстояние меньше, тем легче проходит практика и быстрее достигается нужный уровень.
То есть йоги используют чакру как улавливатель желаний. А начали мы с того, что знание психологии, в общем-то, не обязательно. Вы можете просто делать практику, и постепенно сознание будет расширяться и развиваться. Но этот аспект понимания может вам помогать на этом пути.
У Авессалома Подводного есть две книжки: «Повесть о тонкой семерке», в которой про все это написано, и «Планеты», где он рассматривает чакры, используя планетарные принципы, и там тоже есть много ценной информации. И последняя книжка называется «Коммуникация, или искусство общения». Там показано, как центр проявляет себя в обычном общении, как можно использовать энергетику центров, определенные слова, чтобы достигать эффективной коммуникации через энергию разных центров. Это чем-то немножко похоже на НЛП. Эту часть можно пропускать смело, потому что эта информация очень специфическая, не очень соотносится с традицией. Нам просто важно знать, какие особенности имеет каждая чакра.
Итак, чакры могут быть трех видов. То есть у человека всегда одновременно включены три центра. Первый центр является самым главным, он выражает потребность души. Так же, как и ведущая гуна, энергетический центр должен «выхватить» главную задачу души в обусловленном мире и сфокусировать это желание на внешний мир, чтобы дать возможность душе это желание реализовать. Эта чакра сопровождает душу до тех пор, пока задача не будет решена, то есть пока душа свой долг не исполнит. Поэтому такая чакра редко меняется. Если она все же меняется, то у человека происходит как бы второе рождение в жизни, то есть все вокруг него резко меняется.
Осознать свою главную чакру напрямую очень сложно. Человек полностью растворен в реальности, которая его окружает, поэтому фоновая чакра осознается, как правило, косвенно, через момент выхода. То есть осознание происходит по принципу антитезы. Это означает, что в любой другой среде, на любой другой чакре вам будет слишком некомфортно и вы оттуда сбежите через две недели.
Например, если человека, у которого Вторая Чакра является ведущей и его основная задача – просто проживать жизнь, при этом сократив до минимума беспокойства, обязательства и получая все доступные удовольствия, поместить в пространство волевых людей, где принято достигать цели, строить планы, составлять расписания, он «сдуется» через неделю. То есть если человек сбежит оттуда, то у него явно не Третья Чакра, он не выдержит неделю среди «волевиков, которые заняты только управлением или структурированием. Обычно сопоставление происходит на двух соседних центрах: такого человека нужно поместить еще и на Первую Чакру, И если не очень комфортно жить все время в экстремальном напряжении, все время принимать решения «выживешь-не выживешь», если не нравятся экстремальные походы с палатками, например, с непредсказуемым выходом – значит, это тоже не Первая Чакра. Тут все просто: человеку со Второй Чакрой пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что – это очень странно. Он скажет: «Не-е-е, я не пойду. А вдруг там не будет фумигаторов каких-нибудь? Меня комары покусают». И он очень быстро «скуксится» в таком походе. Так вы можете определить ведущую чакру, которая удовлетворяет естественные тенденции души. Она редко меняется.
Вопрос из зала: «А как будет человеку с Четвертой Чакрой, если он окажется на Третьей?
Ответ: Очень плохо. Он «сдуется», заболеет. Обычно, когда человека помещают в пространство не его центра, он теряет иммунитет и заболевает. И если человека Четвертой Чакры, который полностью открыт миру, помещают в среду, где все друг другом манипулируют, друг друга давят и норовят подмять под себя, то он просто заболевает. У него может сердце схватить, например, или еще что-нибудь. А если он будет продолжать усердствовать и оставаться в этой среде, то болезни разовьются в хронические, и это будет совсем плохо.
Ведущая чакра следит за тем, чтобы человек находился на своем уровне и там развивался до тех пор, пока текущая задача не будет решена. И для того, чтобы человек развивался, помимо фоновой, у него работают еще две другие чакры. Одна из них работает с телом сознания, определяя способы, которыми человек будет реализовывать свою ведущую чакру: она отражает определенные тенденции в уме, те настройки, с помощью которых этот процесс будет происходить. Другая чакра отвечает непосредственно за практические инструменты, которыми будет пользоваться человек. И на этом уровне человек свободно может использовать всю шкалу энергетических центров.
С чакрами второго уровня, с тенденциями в уме, дело обстоит не так просто, но, тем не менее, их тоже возможно менять, причем довольно быстро. Можно «заразиться» от других людей и сменить интересы, ценностную ориентацию. «Заразить» тело сознания не так уж и сложно: побыв среди каких-то людей, почитав соответствующую литературу, можно вдохновиться чем-то и этот метод использовать как инструмент для движения.
С чакрами третьего уровня все очень просто: их можно менять почти без труда. Это те инструменты, которые человек реально использует. Например, он может использовать йогу как инструмент для того, чтобы достигать успеха и процветания, находясь на Второй Чакре. Он может использовать йогу, для того, чтобы достичь результатов на Второй: чтобы у него все было хорошо, спокойно и чтобы жизнь у него текла в правильном русле, несмотря на то, что йога задействует уровень Шестой Чакры. Или человек может использовать ту же самую йогу, особенные медитации и поклонение Богам для того, чтобы достичь успеха, работая во властных структурах.
Вот так эти чакры работают. Первая обслуживает непосредственно душу. Вторая по значимости чакра обслуживает тенденции в уме и в основном формирует план веры, систему ценностей – то, что вас вдохновляет. Например, вы что-нибудь посмотрели и поверили, что битва экстрасенсов действительно возможна, что всякие чудеса реальны. Ум «заразился», и включилась верхняя чакра, которая сформировала определенную тенденцию в уме. Потом эта тенденция в уме может привлечь соответствующий инструмент, третью по уровню чакру, и вы пойдете и начнете что-то делать. Идея такова: чем выше чакра задействована в качестве тенденции в уме и инструмента, тем быстрее происходит эволюционный рост. Поэтому, если мы используем йогу как алхимический ключ, который включает все верхние центры, то тогда наша ключевая чакра начинает развиваться быстрее и у нас появляется возможность быстрее перейти на следующий уровень. А иногда можно даже «проскочить» сквозь все этажи, что для обычного проживания в принципе недоступно.
Это связано с тем, что йога активизирует уровни верхних чакр с помощью практик, медитаций, элементов бхакти, прямых апелляций к Богу, действий, очищающих канал связи с Ним и.т.д. По крайней мере, на уровне инструментов верхние чакры включаются, даже если они не формируют соответствующую тенденцию в уме. Даже если у нас в уме тенденция простая – похудеть, например, – с помощью энергии верхних чакр, она реализуется быстрее. То же самое касается любой другой тенденции в уме.
Когда мы выбираем йогу как инструмент, мы просто начинаем практиковать, даже не подразумевая ничего другого. Но в процессе практики тенденция может поменяться сама, и мы уже хотим попробовать получить от этой практики что-то другое. А при смене тенденций в итоге меняется ключевая чакра: она начинает вибрировать все сильнее и сильнее, набирать все больше и больше энергии и, в конечном итоге, «проскакивает» дальше вверх, а иногда прямо сразу поднимает вас на верхний этаж. Такое тоже бывает. Вот такая иерархия чакр. В этом смысле йога очень хороша, гораздо эффективнее, чем обычное проживание, когда все это осваивается медленно и постепенно.
Вопрос: «На физическом плане это «проскакивание» как человек может ощущать?»
Ответ: Непосредственно как прозрение – инсайт. Либо как инсайт, либо как очень сильное переживание, которое длится определенное время. Но обычно этот момент регистрируется через откровение, инсайт. При этом, как я вчера говорил, либо решается текущая задача, либо открывается прогрессивное новое, и человек входит в творческое русло. У него словно открывается новое дыхание, ему снова становится интересно жить, он снова наполняется вдохновением. Обычно это происходит так. И чем это «проскакивание» сильнее, тем более ясный инсайт и тем большую он дает перспективу – это во-первых, а во-вторых, бОльшие проблемы закрывает. То есть одним ударом сразу 10 мух убивает, и не надо с каждой отдельно разбираться. Если мы будем разбираться с каждой отдельной привычкой, привязанностью, у нас не хватит времени. У нас может быть десять тысяч плохих привычек, и если мы отдельно на каждую из них будем делать медитацию по 40 дней, то нам даже жизни не хватит, чтобы с ними со всеми справиться. Но можно сделать так, чтобы одним ударом «прихлопнуть» сразу все привычки. Но для этого сразу нужно выбирать такие инструменты, которые работают с верхними «этажами».
Вопрос: «А вот если допустим, что ты «проскочил» какой-то этап, какую-то чакру «проскочил», это не будет болезненно?»
Ответ: Болезненно будет, если энергия не пройдет до Седьмой Чакры, а где-нибудь застрянет. У неё есть свойство застревать в узлах, о которых я уже говорил, то есть во Второй, Четвертой, Шестой Чакре. Тогда будет болезненно. Поэтому задача заключается в том, чтобы доставить энергию непосредственно в Седьмую Чакру, там открыть Десятые Врата и такимобразом получить руководство сверху. Или стать открытой системой, а из нее уже дальше формировать ту реальность, которая будет целесообразна для всего этого целого. Об этом говорят абсолютно все. А.В. Сидерский, например, об этом говорит: сначала вы выходите в какое-то единое открытое пространство, а потом оттуда уже начинаете материализовывать разные формы
А если этого не происходит, то вы «застреваете». Если «застревание» происходит вверху, в Шестой Чакре, то это рождает особые проблемы, связанные с наличием сиддхов. Там существуют особые демоны. Еще раз повторяю, что на каждой чакре есть свои демоны, которые стараются удержать энергию на текущем энергетическом центре.
На Первой Чакре главным демоном является нигилизм. Вы будете постоянно находиться в ситуации выживания. То есть реальность будет казаться настолько безнадежной, что вы все время будете на грани суицида и у вас будет только одно желание – поскорее отсюда «слинять». Так будет работать демон Первой Чакры, который стремится удержать энергию на этом энергетическом центре.
Некоторые йоги используют это очень хитро, имея в виду, что в Первой Чакре находится Кундалини. Они используют понимание материального мира как тяжелейшего бремени и ненужной одежды. Физическое тело доставляет массу неудобств: его нужно спать укладывать, кормить, ему нужен секс; если нужен секс, нужен партнер; партнеру надо что-то делать: в магазин «Ашан» ездить, дома мебель ставить, квартира нужна, потом дети будут, для них пеленки и т.д. Так много нагрузки на душу, столько неудобств связано с этим телом. Не лучше ли его просто отбросить? Так поступают йоги старой закалки. Они знают, что если это качество, которое называется тьяга (отвращение от мира), правильно использовать, то за счет удержания энергии на Первой Чакре, её концентрации в правильной форме, можно высвободить энергию Кундалини и сразу устремить ее вверх.
Обычному человеку это очень сложно сделать, потому что он сразу впадает в меланхолию. Сразу вспоминается фильм «Меланхолия», ощущение неизбежного конца. И Первая Чакра поможет создать это впечатление: все плохо, нет никаких радостей в жизни и.т.д. И вы все время будете в полудепрессивном или совсем депрессивном состоянии.
Такие механизмы действуют на каждой чакре.
Демон Второй Чакры будет стараться спрофанировать реальность, исказить её, высмеять, снизить уровень вибрации, чтобы свести Четвертую Чакру до себя, то есть как бы обесценить действительно важные вещи, высмеять их, каким-то образом упростить. Как правило, в таком плане. Поэтому это все очень весело: как-то обмануть, обхитрить, чтобы себе побольше нагрести в закрома и жить-поживать да добра наживать и так далее.
Демон Третьей Чакры будет все время вам показывать, что мир вокруг вас очень враждебный и поэтому каждый день нужно готовиться к войне. То есть нужно все время себя мобилизовывать, все время бороться, нельзя ни на секунду расслабиться. Но не в том смысле, что вы умрете, а в смысле, что вас подсидят, как-нибудь вами попользуются, поэтому надо все время быть на чеку, быть таким милитаризованным. И демон Третьей Чакры будет так устраивать видение мира, что вам будет казаться, что кругом только одни конкуренты, враги, с которыми нужно все время бороться. А это к чему ведет? К тому, что энергия всегда будет на Третьем Центре. Потому что как бороться? Как побеждать в конкуренции? Только волевым центром – все время надо бороться, все время…
Это может проявляться в разных телах, даже и в духовной практике. Все время надо биться, все время надо бороться, ни на секунду нельзя отпустить садхану. Не дай Боже, ты расслабишься, опустишь руки – все пропадет. И демон Третьей Чакры вам будет нагнетать этот «милитаризм». Все время с оружием, все время в противогазе... Не дай Бог, ты заснешь, и все пропадет. Это нужно для того, чтобы энергия все время была мобилизована, оставалась в пупке.
Ну, а демона Четвертой Чакры мы вчера «проходили». Он работает по-другому. Он сужает реальность до того фрагмента, который вам приятен очень сильно. И туда начинает нагнетать очень-очень сильную энергию так, что это становится уже не удовольствием, а как будто превращается в любовь, а на самом деле превращается в зависимость. А зависимость это, еще раз повторяю, привязанность к потреблению того, кто потребляет нас! Таким образом этот демон исключает из реальности болезненные моменты, которые тяжелы для вашего эго, с которыми вы не можете справляться. Трудно. Вот тяжело с женой, с детьми, с этой квартплатой и так далее – и он находит возможность: где-то у вас есть проблески ощутимого удовольствия, на них он фокусирует вас и начинает нагнетать туда энергию, и вы в это влюбляетесь.
Чаще всего в социуме это делается при помощи алкоголя и наркотиков. И человек перестает решать свои проблемы. Хорошо, что у нас здесь много йоговских клубов, разных театров, а где-нибудь в Нижнем Тагиле... И если все там пьют, как этот вопрос решать? Они все решают очень просто: принимают на грудь – и проблема убирается из фокуса. И в тот момент, когда она убирается, происходит фокусировка на том, что доставляет удовольствие, оно как будто обожествляется. Поэтому Яша Маршак вам расскажет, что наркотик – это Бог. То есть любой наркоман приравняет наркотик к Богу, поставит знак тождества, и он ради него будет готов умереть. Если его поставят перед выбором: ты хочешь жить или продолжать дальше, он скажет: нет, я буду колоться. Пусть я умру, но это не страшно. И это самый худший вариант Четвертой Чакры. Это будет любовь, очень-очень сильная любовь к этому. Человек ради этого готов будет все сделать: продать что-то, заложить, кого-то, может быть, даже убить и так далее. Это будет очень сильная страсть, ради которой человек и будет действовать.
И демон Четвертой Чакры будет стараться «навести резкость» именно на это, а все остальное исключать. Исключается, как я уже говорил, цензура, критика в свой адрес, вы становитесь нечувствительными к ней. Обычно это напоминает полунепроницаемую стену: она прозрачная, но все-таки стена, ее как будто нет, но на самом деле она есть… К такому человеку вы не подберетесь. Даже если вы ему захотите что-нибудь сказать, получить какую-то обратную связь, у вас рот не откроется и вопросов никаких не задастся, потому что этот демон полностью его изолирует от этой обратной связи, чтобы он мог в своей иллюзии пребывать. Это, конечно, псевдобожественность. Однако такое на духовном пути очень часто происходит... Я же вчера этому посвятил два часа. Потому что, еще раз повторяю, начиная с Четвертой Чакры квота становится меньше, и на верхние «этажи» пропускают не всех.
А на Третью-то Чакру ограничений нет. Вот Б.А. Березовский умер, покончил жизнь самоубийством. Это к вопросу о Третьей Чакре, о которой что-то мы очень много говорили. Это человек, который достиг вершины Третьей Чакры, человек, который сказал: «Нет на Земле места, где бы мне было что-либо интересно, что я не мог бы сделать и с чем-то управиться. И я хотел бы только улететь в космос и посмотреть на эту убогую планету, на которой уже нечего делать».
На Четвертую Чакру выход открыт для небольшого количества душ. И здесь социум будет следить очень внимательно. Еще раз повторю: Четвертая Чакра – это открытость миру. Если человек начинает этого демона держать под контролем, то что он делает? Он может сколько надо открыться, сколько надо закрыться. И если он откроется очень широко, то тогда он увидит все беды мира и будет им помогать реально, потому что не сможет стоять в стороне. Это будет реальная помощь, он будет, действительно, жертвовать чем может. А для социума это не очень хорошо.
Вопрос: “Если человек на Третьей Чакре начинает пить. Это что значит? На самом деле он был на Четвертой? или на Второй?”
Ответ: Нет, совсем не обязательно. Это скорее связано со Второй Чакрой, потому что он не может расслабиться, и он пытается расслабиться таким образом. Дальше опять лекции Маршака про запои и алкоголизм. Об этом много всего написано. Главное понять идею: задача демона Четвертой Чакры – создать иллюзорную реальность, в которой человеку будет хорошо. И он вот в этой иллюзорной реальности пребывает.
Худшие варианты – это духовные секты, где происходит замыкание: «Я и Бог, Бог и Я». И мы находимся в такой иллюзии: Я и Бог, а все остальные неверные, и надо поменьше с ними взаимодействовать. И мы в этой своей каше варимся. А в реальности не происходит любви, нет никакого сострадания миру, никакой отдачи, никакими проявлениями сердечности там даже и не пахнет. А есть только замкнутость, псевдолюбовь, и нет там никакой особой открытости, жертвенности и так далее. Крайние формы – это безумие, религиозный фанатизм, но обычно таких людей изолируют куда-нибудь в психбольницы. Так часто бывает, когда демон «расшевелится» до максимума: тогда он создаст человеку такую реальность, где тот будет чувствовать себя, например, Наполеоном, то есть он себя реально Наполеоном будет ощущать, в этот образ войдет и сольется с ним. Пока не попадет в больничную палату…
А дальше мы с вами будет всех остальных демонов разбирать. На Пятой Чакре, которая связана с обретением мастерства в выражении любви, этот демон будет торопиться все время сделать все быстрее, быстрее достичь мастерства: пятилетки в три года! Пятилетку в три дня! Это как в старом анекдоте: «Конец света наступает через три дня, и в разных странах проводится общий опрос, выясняется, что делают американцы, французы, русские. Кто-то напивается, кто-то живет как обычно, а у нас в СССР пятилетку – в три дня”. Так на Пятой Чакре и вы начинаете торопиться достичь мастерства.
Наконец, на Шестой Чакре присутствует особая форма эгоизма. Это последний бастион, где есть Эго. Оно хорошее, потому что оно связано с Богом, но оно мега-сильное. Там, конечно, связь с божественным очень сильная, но и Эго тоже очень сильное – такое настоящее духовное Эго, боевое, со всеми сиддхами и так далее. И этот демон реальный, сильный, потому что Эго исчезает только на Седьмой Чакре, где происходит его аннигиляция, полное растворение. А здесь вы с такими сиддхами, вы все можете, обладаете даром. Ну, об этом мы будет говорить, когда будем выяснять, как работает каждая чакра.
Итак, как вчера сказали, Четвертая Чакра осваивается постепенно. Это освоение заключается в том, что культивируется все больше и больше открытости человеку, через которого любовь достигла вас, или миру, если эта любовь попала к вам напрямую. Еще раз повторяю, что Сердечная Чакра открывается по-разному: божественный свет может попасть к вам напрямую, а может явиться к вам через какой-то объект. Эволюционно задача Четвертой Чакры заключается в том, чтобы создать предпосылку к служению: если нет открытости и сопутствующих этой открытости чувств, таких как гармония, любовь, красота, переполняющий вас восторг и т.п., явно ставящих вас на один уровень со всем остальным миром, служение невозможно. Здесь, на этой чакре, постепенно прекращается действие кармы. Это означает, что вы возвращаете энергию тому, кто её дал.
Да, на уровне Четвертой Чакры развитие заключается в возвращении любви тому, кто её дает, то есть самому Богу. Это в конечном итоге выражается в том, что вы видите Бога практически во всем. И вы понимаете, что это Его милость и что её никак нельзя требовать и ударять кулаком по столу: «Дай мне прямо сейчас!» Вот такое понимание является высшим развитием Четвертой Чакры, и достигается оно, конечно, постепенно.
Первое проявление, тамасичное проявление Анахата Чакры, – это, когда вы стремитесь любовь замкнуть на себе, в ней пребывать и никаким образом не отдавать ее людям. Если любовь явилась к вам через человека (то есть эта любовь прошла, отразилась от него и попала к вам), то вы его любите. И в идеале ваша задача заключается в том, чтобы её отразить обратно на человека и дальше, сквозь него, тому, от кого все это пришло – как солнечный зайчик вернуть обратно в солнце. Но ваше первое желание – держать ее в себе и просто ей наслаждаться. В себе её носить и никаким образом не отдавать. Однако, если любовь не отдавать, рано или поздно этот канал постепенно закрывается. То есть какое-то время человек пребывает в своих прекрасных ощущениях, а потом снова мир окрашивается серыми красками, снова начинается рутина, исчезает все его великолепие и красота, и человек оказывается в своем пространстве, как старуха у разбитого корыта. Исключение составляет только любовь к тем объектам, которые полностью зависимы от человека. Единственное, что ему остается, – это любить свою кровать или свой телевизор, любить вкусно поесть и поспать, но, действительно, любить. Но это объекты неодушевленные, через них дальше транслировать любовь проблематично, потому что совершенно разные уровни душ и им очень трудно войти в резонанс. Трудно войти в резонанс с душой собаки, у которой совершенно другие желания, отличные от человеческих, ей, например, в голову не придет быть единой с Богом, у ее души нет такой тенденции. Или у травы тоже не заложено это в тенденции. За них это может кто-то сделать, но сами они не могут.
Дальше можно еще долго говорить об эволюции разных душ, но надо помнить, что если человек замыкается в своей любви, то и остается только с теми объектами, которые эволюционно ниже его уровня. Но эта ситуация достаточно редкая. Но бывает, как я говорил, что человек «откатывается» назад, на нижние центры, и замыкается, просто испугавшись этого качества, а иногда просто удерживая его и не отдавая никому. Вот любите меня, любите, мне так хорошо. Любят меня – и слава Богу. И тогда люди объясняют это тем, что хорошая карма у них и так далее и тому подобное.
Вопрос: “Вот саттвичная любовь – это как раз возвращение.. 73.44 (не слышно вопрос).
Ответ: Саттвичная любовь – это, во-первых, возвращение к Богу и, во- вторых, как я уже сказал, принятие того, что любовь не зависит от нашей воли. То есть вы можете устанавливать прямые отношения с Богом, а можете отражать его качества, через них контакт может идти, но и в этом случае качества Его, Он – дает. Он может давать, а может и не давать. И саттвичная Анахата полна смирения перед Его волей: может дать, а может и не дать. Вот нет сегодня любви, значит, такова Его воля. И способность это принять, правильно это понять, а потом выстроить в связи с этим правильные действия – это уже высокое искусство. Многие святые рассказывали такую историю: вот проснулся – а Бога нет, вчера был, был с ним в контакте, а сегодня – нет. Но они считают, что нет повода расстраиваться. Они говорят: мы прибегаем к практике йоги, ее защите, чтобы снова обрести его любовь. Снова я должен показать, что я действительно этого хочу, потому что Бог иногда отключает канал любви, чтобы удостовериться, а действительно ли душа хочет Его или она притворяется, может быть, этого хочет ум, может, этого хочет тенденция в уме, в теле сознания?
Например, вы «раскачали» вторую по уровню чакру, сделали её Шестой, то есть создали тенденции в уме: «Хочу Бога, хочу Бога…» Но это тенденции в сознании: вы прочитали книжку какую-нибудь особенную, которая сильно ваш ум встревожила, и ум загорелся это тенденцией, потому что очень сильные бывают литературные произведения. А душа может быть чуть ниже этого уровня, но тенденция эта есть в уме, и она очень сильная. И Бог может это проверять и отключать канал любви. Тогда происходит что? Тогда вы обращаетесь к практике йоги, и оказывается, что действительно – хочу.
Можно обращаться к Нему напрямую: многие же люди говорят: «Слава Богу; Господи, спасибо тебе». При этом они считают, что ни во что не верят, но по десять раз на дню повторяют «Слава Богу» или «Господи, спасибо тебе». То есть что-то в них это говорит. Дальше вопрос в том, чтобы это выделить в чистом виде. А это есть во многих людях, если не сказать, что практически во всех. Редко можно найти настоящих «прожженных» атеистов. Таких материалистов и атеистов, как чистокровных лошадей, мало очень. Даже Познер, который про себя говорит: «Я такой материалист», – в интервью спрашивает: «Что ты скажешь Богу?» Причем здесь Бог, если ты материалист? Как ты можешь спрашивать человека об этом? У тебя в голове вообще не должно быть этой идеи, вопрос так не должен ставиться в принципе. Дальше снова другая тема на несколько часов, поэтому с любовью такая вот история.
Эволюция очень простая: она заключается в постепенном открытии любви, то есть ретрансляции этого чувства избранному объекту и дальше сквозь него. И на втором уровне это открытие осуществляется, и вы транслируете свою любовь на него. При этом, как правило, возникает очень сильное ослепление, как будто свет направили на этот объект, он резко осветился, и возникла такая очень сильная и яркая плоскостная картина. И вы, воспылав к нему сильными чувствами, видите его чуть ли не как само божественное. То есть не видятся никакие недостатки, а видятся только достоинства: вот такой он замечательный… на все для него готов… он самый красивый, самый умный, самый такой, самый сякой… И я только это и вижу, потому что свет идет очень сильный, и я начинаю для него что-то делать, мы с ним вместе находим общее пространство, общее место, где нам двоим хорошо. И вот это следующий этап развития Четвертой Чакры – второй этап. Здесь главное в том, что находится место, где нам двоим хорошо. Нам двоим хорошо здесь в зале, или нам двоим хорошо в театре, на лыжной тропе – и мы идем… То есть мы находим такое место, где мы оба в синхронии получаем удовольствие. И я для него что-то делаю... Этот второй этап связан с таким легким ослеплением объекта.
Третий этап связан с тем, что этот свет становится более рассеянным, потому что проникает в глубь человека: раз – и вырисовывает его объем, его профиль, то есть свет любви касается уже разных сторон его жизни, разных его качеств, в том числе и тех, которые раньше были не видны на плоскости. И то же самое происходит со мной: и я начинаю чувствовать, чем я отражаю любовь, от чего у меня она отражается, почему я люблю-то его, от какого такого качества я вдруг воспылал к нему любовью и так далее. Я начинаю это чувствовать, что эта вот во мне «штука» такая – она отразила любовь… И иногда этот третий этап оказывается непреодолимым.
Когда вы обнаруживаете, например, что любите его, потому что гормоны какие-то у вас там разыгрались или какое-то внутри себя обнаружили качество, которое отразило эту любовь, но которое не очень хорошее, как вам кажется. И тогда может возникнуть такое: «Ну как я могу этим любить, разве я могут вот этим вот… Любовь – это же что-то такое возвышенное, необычайное, а она отразилась во мне через это… через желание покушать, например: она меня так накормила, и я так прямо ух... Она приготовила всё так вкусно, и я, действительно, к ней так прямо воспылал. Разве это хорошо? Это как-то неприлично...» Надо сказать, что это очень опасная ситуация.
И то же самое в объекте. Этот свет начинает попадать на его темные стороны, и вы начинаете видеть в нем какие-то вещи, которых до этого не замечали, так как были ослеплены. У него «вдруг» проявляются какие-то качества, которые вам не очень нравятся: дышит он как-то не так, говорит что-нибудь не то, делает что-то неправильно, носки разбрасывает, еще что-нибудь, не так одевается, не так ходит – топает громко по квартире и т.д. А свет любви… Его задача – пройти насквозь, то есть пройти сквозь объект, и, естественно, по пути он эти «штуки» высвечивает. И очень часто на этом уровне и прерывается связь: человек не выносит этого. Не может пройти сквозь это, и тогда происходит разрыв и разделение, как митоз в клетке: была одна – образовалось две, и дальше снова деление пошло.
И, наконец, последний этап – это когда свет проходит сквозь объект и выходит туда, откуда пришел. Вот тогда человек начинает понимать, как действительно работает Анахата Чакра, то есть начинает понимать, что любовь – это действительно дар, и что этот дар откуда-то свыше, и что этим даром никаким образом нельзя манипулировать, нельзя им управлять, а можно только в нём пребывать. Ждать этого и радоваться, когда это есть. А если этого нет, то не печалиться, а воспринимать это как побудительный мотив к тому, чтобы стараться быть более открытым к любви, не требовать от неё ничего. И человек научается (вот это главная формула!) принимать то, что любовь может идти от одного объекта, а предназначаться для другого, что нет такой прямой обратной связи: если ты мне, то и я тебе. Как Луна отражает свет солнца на Землю, а не возвращает его обратно на солнце, точно так же и любовь может прийти через одного, а предназначаться для другого. И способность это принять, это увидеть и просто быть в этом, способность понимать, что если это излучается, то вовсе не значит, что все придут на эту любовь, все стекутся, как пчелы на мед, – это тоже искусство Четвертой Чакры. Даже если вы излучаете эту любовь, вовсе не обязательно, что вокруг вас сразу соберутся толпы, нет, может, один-два человека к вам придут… И вы должны научиться принимать это. Вы, конечно, знаете, что у Йоги Бхаджана на его первых классах ни одного человека не было, потом было несколько человек, были маленькие группки и так далее. Но, чтобы не опуститься на нижние центры, главное – не требовать! И на это способна именно Четвертая Чакра: просто пребывать в этом пространстве, которое, как уже говорилось, очень бездеятельное, и человек просто в нем пребывает и как-то очень хорошо себя чувствует в этом единстве с миром. И мир воспринимается особенно естественно: как я воспринимаю свою руку, точно так же человек воспринимает этот мир. И ему сопутствуют все эти ощущения.
Однако есть четыре программы, которые нарушают работу Четвертого Центра и не дают ему нормально развиваться. Две из них связаны с косвенным потоком, а две – с прямым потоком.
Косвенный поток – это когда любовь отражается через объект.
Первая программа, которая заставляет неправильно работать Четвертую Чакру, – это скепсис, который появляется, когда вы недооцениваете значимость связанных с любовью ощущений. Это очень многим свойственно. Обычные реакции: мало ли что на меня нашло, ну вот слезу я пустил – как-то расчувствовался, разжалобился, что-то как-то кого-то жалко стало… И получается, что человек недооценивает эту открытость, не видит или не замечает красоту вокруг себя: мало ли что красивого есть – это же не важно, гораздо важнее достичь успеха в обществе, власти или еще чего-нибудь такого... А красота – это не так существенно. В результате принижается ценность таких качеств, как красота и любовь, они воспринимаются как что-то незначимое.
Вторая программа, наоборот, чересчур сильно активизирует этот канал, направляя его только на один объект, и человек в результате ее действия ожидает любви только от него. То есть эта программа заставляет человека видеть красоту только в одном объекте, а во всем остальном её как бы невозможно увидеть. Как в сказке: «Кабы я была царица… я б для батюшки-царя родила богатыря...» А кабы была царицей я, то сделала бы то или это... опять же для батюшки-царя. В этом случае есть определенные «адреса», откуда может идти любовь, а все остальное исключается и, таким образом, человек теряет кругозор, широту видения мира. И это также плохо для Сердечной Чакры, потому что не всегда любовь может идти предсказуемо только от определенного «адреса» – любовь может отразиться от природы, может отразиться от музыки, она может отразиться от чего угодно (об этом мы вчера говорили). Человек ждет, что только вот отсюда, только вот здесь может быть любовь, а в другом месте не может быть – и обедняет себя, искусственно ограничивает. Вот так эта программа работает.
Две оставшиеся программы связаны с прямой трансляцией любви. Это бывает, когда вы ощущаете любовь в себе: что-то такое случилось, и вы чувствуете любовь, которая в вас есть и которую нужно как-то в мир направить, кому-то адресовать… И эта программа находит адресата для вас, то есть находит того, кто в вашей любви будет нуждаться. И она обычно находит очень прожорливого и очень неблагодарного адресата: когда вы отправляете ему свою любовь, у него на другой стороне написано «мало!». И этот адресат, как правило, надевает на себя множество масок: «я такой несчастный», «у меня было тяжелое детство» и т. п., поэтому люби меня, прими меня таким. И вы его принимаете и отправляете ему свою любовь, а он обратно не отдает, то есть общего пространства любви не образуется. И, в конце концов, вы отчаиваетесь, и у вас начинают вырабатываться как бы антитела: на кого любовь направлять-то?..
Вопрос: «Тогда возникает вопрос: с одной стороны, Четвертая Чакра ничего не требует, а с другой стороны, если она ничего не требует, то она, действительно, находит таких адресатов, которые обратно ничего не возвращают ни миру, ни ей – никому ничего. Как разрешить это противоречие?»
Ответ: Ну, точно так же – ничего сильно не требуя: не требуя от любви ничего такого особенного, не ожидая, что ты получишь взамен благодарность или еще что-то. То есть должно быть нейтральное отношение к этому, спокойное, поэтому Анахата и зеленая такая, прохладная. Спокойное отношение без требования обратной связи или направление любви опять-таки на Бога.
Вопрос: Милосердие тряпками заткнуть?
Ответ: Да-да, Воланд говорил: «Где мне найти такие тряпки, чтобы заткнуть милосердие, которое норовит пробиться?» Вот эта третья программа будет быстро находить адресата, и находить адресата неблагодарного. В результате вырабатывается идиосинкразия на то, чтобы давать свою любовь кому-то или просто её транслировать в мир. И у человека, еще раз повторю, вырабатывается очень характерная позиция, прямо по пословице: «Люби-люби, но попу целиком не показывай». То есть у человека исчезает возможность и потребность быть широко открытым миру, потому что нарабатывается такой своеобразный антагонизм: вдруг сейчас кто-то раз – и попользуется моей любовью. И человек замыкается, то есть он перестает транслировать свою любовь, и этот огонь любви постепенно затухает и в конце концов гаснет совсем. И тут требуется с этой программой работа, то есть требуется умение ждать того, кто действительно будет очень восприимчив, кто может быть восприимчивым к этому потоку. Вот как-то так.
А последняя программа самая сложная, и я даже не знаю, говорить об этом или нет, потому что я сам там некоторые вещи не очень хорошо понимаю.
Вопрос: «Скажи, пожалуйста, вот Четвертая Чакра – это открытость, сострадание и идентификация себя с другим миром. Соответственно, у тебя на этой стадии появляются очень большое количество переживаний, сопереживаний уже со всем миром. Муж пьет, дефолт на Кипре… Это получается столько переживаний, столько переживаний – и опять негатив!»
Ответ: Ну, поэтому и приставлен демон, чтобы создать правильную диафрагму, чтобы ты мог бы быть открыт в том фрагменте, который ты можешь перенести и который будет способен поднять тебя вверх до Пятой Чакры, который потом научит управлять этим потоком. Вот поэтому эта диафрагма и двигается. То есть открытость, но открытость в том формате, который человек способен перенести. И Четвертая Чакра сделает тебя открытым, но к дефолту ты будешь нечувствителен, если это вызовет в тебе какое-то сильное потрясение и как-то будет тебе от этого плохо. Поэтому он и контролирует работу Четвертой Чакры.
Йогу вообще тяжело жить. Он становится чувствителен, как глазное яблоко, как написано в одном тексте, то есть даже маленькая песчинка уже чувствуется и мешает. Поэтому от Четвертой Чакры дальше-дальше-дальше на уровень Пятой Чакры, на уровень служения надо переходить, тогда устанавливаются четкие отношения между тем, кто дает любовь, и тобой. И все... И тогда ты уже начинаешь становиться мастером в этом деле. Вот такая Четвертая Чакра очень своеобразная, поэтому о ней очень тяжело говорить. Давно пора практиковать.
Но все же скажем о четвертой программе. В этом случае вы находите объект внутри, то есть тот объект, на который надо направить любовь, вы находите внутри себя – это какой-то внутренний шаблон, который вы «накладываете» на первого встречного, кто более или менее чувствителен. И вы на него свою любовь просто обрушиваете. Он это принимает, у него возникает сильный резонанс, а когда он приходит к вам в следующий раз, вы ему говорите: «Я ничего не имел в виду, то есть я не особо сильно воспылал к тебе». А он не понимает, в чем дело: только что он купался в потоках любви, идущих от вас к нему, а потом вы вдруг как-то охладели… и ничего не имели в виду… И он начинает принимать это на себя. Людям вообще свойственно ругать себя больше, чем Бог нас. И он начинает себя корить: может, я что-то неправильно сделал, поэтому он так охладел, душ не принял перед практикой, может, я неправильно упражнение делал… И так бывает. Вы как-то оживились: видимо, идет какая-то такая трансляция. Может быть, в жизни это не так уж часто проявляется, хотя кто его знает.
Вот это вот четвертая «штука». То есть этот адресат любви находится внутри, как некий внутренний разрез, который просто на короткое время помещается на любого персонажа, и дальше происходит экспонирование любви на него, ну просто потому, что она как-то же должна пройти, как-то же она должна отразиться во внешний мир. И вот эта программа «заужает» видение, и вы направляете любовь на первого встречного, а он потом мучается, страдает и не может понять, почему же так…
Вопрос: «Что значит находится внутри, а потом проецируется на кого-то?»
Ответ: «Любовь же требует какого-то выражения во внешний мир, она-то идет, она же от вас исходит, излучается от вас...»
Вопрос: «Её все равно надо отдать?»
Ответ: Ну, она и отдается, конечно. Естественно, её надо дальше отражать в мир.
Ну, вот и все, закончили мы с вами с этим очень сложным объектом, о котором не надо так много говорить, потому что возникает одна сплошная путаница. Давайте войдем в правильное русло, которое соответствует Четвертой Чакре. Еще раз повторяю, что все эти понятийные процессы очень не характерны для этого центра и только сбивают его энергетику, потому что, когда вы включаете мозг вместо сердца, это называется сушка гьяна, то есть сухое знание. Оно для четвертой чакры очень вредное. Сушка гьяна – это очень философское, такое холодное знание, может быть, с глубоким пониманием, но сердцу при этом раскрыться очень трудно. Потом оно может пригодиться. После того, как сердце раскрывается, человек становится открытым, и гьяни, безусловно, может быть очень полезным, чтобы уметь осознанно использовать это качество для служения, для полной отдачи. Но на более раннем этапе это чревато тем, что энергия стягивается на Пупочную Чакру. Лучше уходить с этой сложной психологической тематики, где можно заплутать, проще оставаться в йоговском пространстве. Когда мы включаем мозги, еще не открыв еще сердце, очень легко оказаться внизу на Третьей Чакре. А это не наша задача. Наша задача – все-таки как-то развить открытость посредством упражнений, медитаций. Вот вчера парная медитация хорошая была…
Ну что ж, давайте мы с вами заключительную практику сделаем и еще раз проинициируем энергию в Сердечной Чакре, чтобы это качество открытости миру с сопутствующими эффектами восприятия любви, красоты, гармонии присутствовало в вашей жизни и вы не переставали бы восхищаться этим миром, как творением Бога, даже если мы Его не упоминали при этом, все равно мы восхищаемся на Четвертой Чакре. Мы все равно восхищаемся, даже если и не знаем ничего о Боге. Мы все равно восхищаемся, потому что это выше нас. Вот это состояние, переживание, видение – оно явно выше нас.


Редакторы – Григорьева Александра, Григорьева Мария (Маха Атма Каур)

Кундалини йога в Пензе





Занятия Кундалини йогой в Пензе с Сергеем Тарасовым проходят по адресам:

  • Центр "Панацея"  
-Вт. и Чт. 7.00-8.30   
  -Вт. и Чт. 19.00-20.30
Разовое посещение 200р. (только для обладателем "Наша карта"); 
Абонемент 1450 р. 
(2 занятия в неделю; 1.5 ч.)
ул. Лермонтова 26а,  -телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru

Садхана в Пензе    
Еженедельная совместная утренняя садхана проходит в Пензе каждую субботу в 4:30 
Вход free, добровольный донейшн;
ул. Лермонтова 26а, центр "Панацея" -телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru



Задать вопрос инструктору по
телефону:
39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru

Необходимые вещи для занятий кундалини йогой:
1. коврик для занятий йогой в зале и на улице (есть в зале)
2. повязка на глаза (по желанию)
3. одежда для занятий в зале (обычная спортивная или свободная)
4. плед или палантин для релаксации (по желанию)
5. тетрадь и ручки для конспектов (по желанию)
6. маленькую бутылочку воды
7. из еды: фрукты, сухофрукты, чай, мед и т.п. (для живущих далеко от места занятия)
http://kypenza.blogspot.com/2011/02/blog-post.html
 
Ссылки


КУНДАЛИНИ ЙОГА в Пензе в vkontakte

КУНДАЛИНИ ЙОГА в Пензе на odnoklassniki.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ОднаКнопка