понедельник, 17 февраля 2014 г.

Лекция №3, Александр Куликов, март 2013 года

"Анахата – Сердечная Чакра" (Лекции Александра Куликова, «Перезагрузка» 22-24 марта 2013 года)


Если вы долго-долго-долго подавляете действие одной гуны, заменяя её другой, могут быть неприятности. Например, ночью не спите, заменяете действие тамаса раджасом, выпивая, допустим, десять чашек эспрессо и мучая свой мозг дифференциальными уравнениями. Если в этом не проявляется потребность души, которой нужна саттва-гуна, во всех остальных случаях тамас-гуна обязательно отыграется, то есть она найдет время, когда вас сзади огреть молотком – и это не очень хороший вариант, особенно если вы за рулем, например, едете. Для неё не существует различий, небытие ею воспринимается без проблем, она с Богом Ямой на одной ноге, поэтому не надо доводить себя в обычной жизни до такого состояния, когда гуны начинают отыгрываться в неподходящее время. Просто можете заснуть в какой-нибудь неподходящий момент: если в Госдуме, то еще ничего страшного, но вот если гуна вас накроет у начальника на совещании, и вы там заснете, тогда только большая любовь поможет вам. Та, о которой мы говорим.
Символ Анахата Чакры – олень. Каждому энергетическому центру соответствует свое тотемное животное, и тотемное животное Четвертой Чакры – это олень. У него глаза невинные, и он ими хлопает, как ребенок, – большими голубыми глазами. Как герой «Двенадцати стульев» пытался вспомнить, где он видел эти голубые невинные глаза, и вспомнил, что он их видел в таганской тюрьме, где сам сидел «по небольшому делу». Что, собственно, для Четвертой Чакры тоже вполне нормально: сразу спешу предупредить, что наша эволюция во многом проистекает в неслучайных обстоятельствах. То есть мы на земле не просто так, наши души не случайно пребывают в этом мире, поэтому, естественно, и наша эволюция во многом зависит от места, где мы пребываем: это касается и планеты Земля, и различных континентов, так как везде свои особенные «раскладки». И поэтому процесс нашей собственной эволюции во многом зависит от того, что и как происходит на планете Земля. Поэтому на себя вообще не ругайтесь никогда – я уже много раз об этом говорил. Запомните аксиому: «Бог к нам гораздо более снисходителен, чем мы к себе». И это надо запомнить!
Никогда не ругайте себя слишком сильно. Но это не значит, что надо потакать всем своим слабостям. Отношение к себе как раз связано с тем моментом, когда душа выбирала, где ей быть – пойти в обусловленный мир или остаться вместе с Ним. После того, как она на секунду отвлеклась от Бога и показалась Майя, душа за очень короткий промежуток времени не смогла сделать правильный выбор, поэтому Бог к нам более снисходителен, чем мы к себе. Мы можем себя сильно ругать, корить, рвать на себе волосы, биться головой о стену от сознания собственного несовершенства, но на самом деле Бог нас прощает гораздо чаще, чем мы себя. И здесь, в данном случае, если что-то не получается, вы тоже себя не ругайте: просто в этом проявляется особенность раскладки данного места и времени. Это связано с тем, что мы можем очень много и красиво говорить о Четвертой Чакре, что-то даже проецировать, а делать – на Второй.
И это не случайно. Это просто особенность планеты – блоки этого плана: она пытается на четвертый уровень пропустить не очень многих. Здесь возникает та самая ситуация, о которой я говорил, рассказывая об инициациях предыдущих тысячелетий, когда учитель инициировал ученика только в момент, когда тот «дозревал». Только в этот момент он его впускал в духовный процесс. Вот Земля в принципе старается обезопасить себя, то есть она на уровень Четвертой Чакры и выше пропускает не очень многих людей. И уж тем более совсем мало городов и стран, которые на этом уровне находятся. Может быть, только отдельные группы живут, руководствуясь принципами божественной любви и черпая оттуда источник этих чувств и вдохновения: все время в любви и полной открытости, когда все взаимодействие строится на принципах служения, жертвования друг другу. Я уже много раз рассказывал, что обычно какие-то небольшие регионы или отдельные города живут так, например, Джаганнатха Пури в таком режиме находится, еще некоторые индийские города, например Вриндаван, на такой энергетике существуют. Но в целом это исключения, такие своеобразные оазисы.
Земля как будто бы себя охраняет, и просто так вот подняться вверх бывает очень сложно. Поэтому часто нужный «материал» заменяется похожим. А Вторая Чакра очень похожа на Четвертую, только на Четвертой все происходит более бескорыстно и как-то более совершенно. Вы выражаете чувство любви, не имея никакой задней мысли, не имея в виду никакой выгоды для себя лично. А на Второй Чакре все то же самое может делаться, но с откровенным или не очень откровенным желанием как-то попользоваться данной ситуацией и что-то от неё заполучить, хотя выражаемые чувства внешне могут казаться очень похожими. И часто так бывает, что мы начинаем с Четвертой Чакры, а заканчиваем на Второй. Этого надо остерегаться.
Вопрос из зала: «В чем отличие мотивации Второй и Четвертой Чакры?»
Очень просто. Я уже говорил, что есть три нижние чакры, их работа всегда определяется только ложным «Я», то есть все делается исключительно для себя, для того, чтобы мне было хорошо. И стратегии выстраиваются таким образом, чтобы получить удовольствие за счет этого мира. При этом миру может что-то отдаваться, но только исключительно с целью на этом нажиться, либо получить какие-то дивиденды, хотя бы для того, чтобы снизить уровень конфликтности, например, чтобы все было мягко, не очень агрессивно, очень текуче и т. д. Лучше промолчать, чем начинать конфликты и разборки всякие, поэтому на Второй Чакре включаются такие стратегии, как хитрость, обман, профанация каких-то серьезных вещей (мы об этом много говорили) и т. п. И, естественно, задача одна – получить удовольствие для себя, попользоваться миром.
А на Четвертой Чакре ситуация прямо противоположная, хотя ощущения могут быть сходные – и удовольствие, и любовь. И там, и там есть проявление ананды, только на четвертой чакре ананда расцветает по-настоящему, точнее, если эта чакра осваивается и становится устойчивой, то ананда не прерывается, она все время есть. Ананда – это состояние блаженства. Почему? Потому что Бог есть везде, и вы это чувствуете. А на Второй Чакре вы пользуетесь удовольствиями, которые еще надо заполучить, то есть надо похитрить, нужно что-то такое сделать, поманипулировать как-то, слезу пустить. Не случайно тотемное животное Второй Чакры – это крокодил, который пускает слезу, чтобы разжалобить вас, заманить и съесть. Вторая Чакра точно так же пускает в ход соблазнение, флирт и тому подобное, чтобы заманить, попользоваться и получить удовольствие. Самое сильное удовольствие – это сексуальное удовольствие. Поэтому на Второй Чакре строится половой инстинкт и, соответственно, отношения между мужчиной и женщиной в этом ракурсе.
Я еще раз повторяю, что чакры – это окна, через которые мы видим этот мир, и поэтому мы, в общем-то, вправе говорить о том, что мы видим то, что хотим. Только под словом «хотим» подразумевается то, что хочет либо тело, либо сознание, либо душа. Так каждая чакра нам показывает свое видение мира. Единственное исключение, когда мы все вместе, как один гомо сапиенс, видим весь мир как трехмерную графику, то есть понятно для всех: мы руки, ноги, глаза и все остальное. Никто, я думаю, спорить не будет, в этом зале по крайней мере, что мы есть вот такие и что мы в санатории находимся, а не где-то на Альфе Центавра сейчас. Это связано с тем, что у всех у нас, безусловно, включена Первая Чакра, потому что у всех у нас кундалини пребывает в Первой Чакре. Это факт, который не оспаривается. Она там дремлет, и этого уже достаточно для того, чтобы мы видели этот мир таким вот одинаковым.
Если бы кундалини поднялась чуть выше, во Вторую Чакру, то, смею вас заверить, этого бы уже не было. Вы бы уже видели небесных танцовщиц, небесных музыкантов, духов предков, которые обитают в бхувар-локе, и здесь, в этом зале, было бы много посторонних людей сейчас. Здесь вы бы не такое еще увидели – сколько духов различных, стихиалей, которых можно увидеть, находясь на Второй Чакре, из этого окна, если душа посмотрит прямо на действительность, минуя тело сознания. Предполагается, (именно так и работает Лайя Йога), что вы тело сознания делаете настолько прозрачным, что из тела души свет попадает напрямую в чакру, и кундалини пробуждается, поднимается туда, и вы видите мир напрямую, без искажений. И тогда мы видим здесь духов предков, стихий, духи деревьев, воды. Дух Сенежского озера сейчас бы здесь появился и где-нибудь витал. И вы бы все это реально видели, если бы кундалини была во Второй Чакре. Если бы в Третьей, то тогда полный финиш, потому что там все полубоги, начиная с Индры. И это уже небесные миры, и чем дальше, тем тоньше. Это я к тому, что у нас все собрано здесь, в Корневой Чакре, потому что здесь пребывает кундалини, а все остальные чакры у нас работают как некие проблески, то есть как некоторые психические проявления, связанные с тем, что мы не можем подать «вольтаж» из духовного тела непосредственно прямо в чакру.
Таким образом, все проходит через тело сознания, поэтому наше видение из той или иной чакры отражается не в глобальных различиях, а только лишь в каких-то психофизических особенностях видения мира. То есть каждый смотрит на жизнь под каким-то своим углом зрения, но в принципе все видят людей, оленей и другие вещи. И отличие лишь только в психических нюансах. Здесь тело сознания выполняет очень важную буферную функцию, не давая возможности всем сойти с ума. И все мы в принципе находимся в некотором договоре, позволяющем взаимодействовать между собой, противодействуя вселенскому хаосу.
Итак, каждая чакра – это как окно в мир, и мы видим этот мир по-разному. И Вторая Чакра будет везде видеть в основном объекты, от которых можно получить удовольствие: мужчина, например, будет видеть в женщине её тело как источник наслаждения. А с Четвертой Чакрой вы будете видеть другое: вы будете видеть не тело человека, а в первую очередь его душу – не в том смысле, что вы увидите прямо светящийся шар в сердце или увидите лотос. Нет, вы увидите душу человека, то есть ту субстанцию, на которую навешана куча разных одежд из энергий грубых, тонких, самых тонких и так далее. Это первое, на чем сосредоточится внимание. А видение тела придет потом, во вторую очередь, как все остальное. А так как и у меня, и у него души сделаны из одного материала, хотя и хотят разного, то возникает некоторое родство, и поэтому я действую совершенно по-другому. Я, во-первых, полностью открыт для другого человека, как сообщающиеся сосуды, а во-вторых, у меня нет никакой корысти по отношению к нему. И я для него все делаю очень легко, потому что я его действительно люблю. Так включается вот это качество – любовь.
А любовь отличается от удовольствия, про это Яков Маршак вам расскажет. Любовь хранится в стриатуме, а удовольствия, память о них хранятся в первом слое гиппокампа. И любовь – это, конечно, «штуки», которые связны с очень сильным продвижением по шкале удовольствия, когда бегунок удовольствия двигается резко – прямо от нуля до ста. Вот такой резкий скачок: как если бы вы были в состоянии ужасном, а потом что-то вдруг вас вывело в очень-очень позитивное состояние. Это часто запоминается и закладывается как любовь, и противодействовать этому уже невозможно, это начинает действовать как инстинкт. И тогда мы хотим еще-еще-еще-еще... Поэтому не надо никогда употреблять наркотиков: к ним любовь возникает смертельная, тамасичная и самая сильная, потому что они могут двинуть вас по шкале удовольствия сильно вверх, а потом... потом печень плохая. Плохо все будет очень. Вы захотите снова этот объект получить, и начнется опять вся эта фигня.
А удовольствие – оно второчакровое, оно хитрое, оно отличается от любви. Любовь нами управляет полностью, мы ничего не можем с этим сделать. Она нами управляет, поэтому мы говорим, что любовь стоит в центре всего, именно она движет нами, нашим поведением и потоком мыслей. А удовольствие мы сами выбираем, поэтому мы можем им как-то управлять, манипулировать: можем выбрать, что мне сегодня лучше съесть –брокколи или брюссельскую капусту. И можем выбирать из нескольких удовольствий. А вот в любви мы не можем сделать так. Об этом Яков Маршак должен рассказать. Хорошо известно: то, что нас двинуло сильнее всего по шкале удовольствия, давая очень сильные переживания блаженства, или ананды, то и будет управлять нами. Вот такая история с любовью.
И поэтому правильно говорят, что любовь – это такая штука, которая дается в каком-то смысле Богом. Вы не можете вот так просто потребовать её, как на Манипура Чакре, и в общем-то вы не можете даже её добиться. Даже тантрические йоги, которые владеют множеством инструментов, все равно признают, что Ишвара пранидхана, то есть упование на волю Бога, является одним из главных элементов Крийя Йоги – йоги действия. И тут требуется умение ждать очень терпеливо, проявлять смирение, скромность определенную, спокойствие, ждать, когда это придет, потому что Он один только санкционирует эту «выдачу». Мудрые люди знают, что поток любви идет всегда, но с Шестой Чакры-то все видно, а снизу-то еще не очень понятно, когда она придет. А вдруг она никогда не придет? И начинается метание…
Вот это все, что касается разницы между Второй и Четвертой Чакрами. Конечно, на Четвертой Чакре нет какой-то такой особенной материальной помощи, там больше душевная помощь. Вот если кто в больнице когда-нибудь лежал, знает, там есть сиделки, которые просто за вами ухаживают, то есть они на Второй Чакре, они делают все, что нужно, вам помогают. А есть те, кто на Четвертой: та сядет, выслушает вас, что-нибудь такое незатейливое скажет – и вы успокоитесь, потому что это план равновесия. И в Тантрах написано, что человек, у которого развита Четвертая Чакра, сам пребывает в состоянии равновесия и он способен привести в равновесие любого другого человека, то есть успокоить его, утешить: «Не майся, милый. Все будет хорошо». Он утешит – и у вас, действительно, с души камень свалится. Они, может быть, вам и утку-то не принесут или какую-нибудь простыню не перестелют, но они посидят с вами, успокоят, утешат. И будет все у вас хорошо.
Цвет Анахата Чакры зеленый, а зеленый цвет – прохладный. Он, конечно, не голубой, но тем не менее считается прохладным. И Четвертая Чакра какая-то немножечко отстраненная, потому что, действительно, это такой зеленый свет, он такой немножко холодноватый. Четвертая Чакра не торопится слиться с Богом. Нет. Даже любой бхакт вам скажет, что всегда нужно поддерживать дистанцию с Богом, а иначе кому я буду служить, если я сольюсь с Богом?
Откуда возникают такие тенденции непринятия имперсонализма в школах Бхакти, где проповедуется преданность личному аспекту божества? Попробуйте там сказать Сат Нам. У вас спросят, а какое имя Бога? И вы скажете Сат Нам. Сат. Имя бога Сат. А что такое Сат? А это как раз брахмаджьоти, это как раз безличностный аспект: это что-то такое непонятное, непостижимое, являющееся в основе всего. Что бы мы ни сказали, Он все равно больше. Дальше читаем Джапджи, и там написано: хоть тысячу раз воспевай Его, все равно только Он один знает, насколько Он велик. Потому Он никаким образом неописуем. И это будет непонятно, а что же с этим делать-то? Как же с этим вступать во взаимоотношения? Кого я буду воспевать? Что я буду делать с этим безличностным аспектом? Как и куда я его дену?
Особенность Четвертой Чакры – поддерживать отношения легко и приятно. Путь бхакти имеет свои особенности, они и в Кундалини Йоге тоже присутствуют, но он в целом приятный. Служение личностной форме Бога развивает определенные качества, которые на Четвертой Чакре нужны: вы его кормите, еду туда-сюда носите, одеваете и так далее, ну все прямо как с человеком. И это хорошо. Но крайне не рекомендуется слиться с Ним. Здесь, на Четвертой Чакре, вам нужна дистанция, иначе невозможно будет служить. Вам, может быть, необязательно Его лично знать: вы же можете не с ним лично устанавливать отношения, а с его качествами – то есть вы можете стяжать его качества и проявлять их в своей жизни. Вам, может быть, не обязательно нужен персональный образ Его. Вы стяжаете Его качества, вы будете такими же, как Он. А почему бы и нет?.. Йоги Бхаджан всегда говорил, что вы уже духовные существа. Бог уже здесь и, следовательно, есть его качества, надо просто устранить некоторые загрязнения и неточности и дать возможность этим качествам проявиться. Поэтому вам вовсе не обязательно устраивать танцы вокруг друг друга. Вы просто очиститесь, чтобы он был в нашей жизни, присутствовали его параметры, его характеристики и дальше транслируйте их в мир спокойно. Это уже тонкости духовных процессов, это уже такая высшая математика школы Йоги Бхаджана.
Мне очень нравится фотография, где Йоги Бхаджан и Шрила Прабхупада о чем-то разговаривают. И мне всегда очень хочется послушать. Как это говорил мастер: «Сколько бы я отдал, чтобы послушать тот разговор на балконе». Хотел бы и я послушать, о чем они там говорят. Они очень пламенно беседовали друг с другом, когда их оператор подловил. Но это уже такие деды, как говорил Андрей Владимирович Сидерский, «Мегадеды духовности», то есть это те столпы, вокруг которых уже дальше школы строятся и развиваются. И это просто такие громады, такие айсберги, у которых только верхушечку мы видим, а все остальное у них там, в бесконечности, в божественном, что у одного, что у другого.
Вот там, на Свадхистана Чакре, такая теплота, там сразу «слипнуться» нужно. Ну а на Четвертой Чакре другая история, нужны все время эти отношения. Поэтому я и говорю, что в нашем мире людям очень свойственно перебрасывать Четвертую Чакру на Вторую. И это тоже неспроста: потому что, еще раз повторяю, поток божественной любви чрезвычайно сильный. Человек не может «переварить» любовь, направленную через один объект, а что уж говорить, если он увидит любовь во всем вообще?.. Я думаю, что в большинстве случаев у него просто будет инфаркт. Мне кажется, что сердце его не выдержит, если он увидит любовь во всем абсолютно, он это просто не перенесет. Если он увидит любовь во всем просто, куда ни глянь — везде любовь… А эти мастера – они действительно видели Бога во всем. Я часто вспоминаю одну историю про Шрилу Прабхупаду. Они вместе с одним преданным летели в самолете и смотрели фильм Чарли Чаплина, и преданный был просто в шоке, он все время отворачивался, закрывал глаза. А Шрила Прабхупада все время смеялся, смотрел фильм и радовался, как ребенок. Преданный ему говорит: «Ну как же так, Вы такую ерунду смотрите? Как же это можно вообще… тут же такая глупость, такая чушь..» А Святейший в ответ: «Но здесь явно присутствует Бог, потому что как это сыграно, это божественно сыграно. Здесь явно Бог! Вот в такой лиле, в такой игре, он совершенно точно тут присутствует». И Шрила Прабхупада продолжал смотреть, радоваться этому фильму, а преданный все закрывал глаза, пытался загородить себя. И Йоги Бхаджан тоже любил «Звездные войны» посмотреть. И не один, а с целой кавалькадой учеников он приходил на сеанс.
Но надо иметь крепкую нервную систему, чтобы увидеть Бога во всем этом, поэтому на Четвертой Чакре действуют свои особые стражи, о которых мы говорили. Дело в том, что на каждой чакре есть свой страж, который охраняет работу этой чакры, регулирует её, чтобы всё происходило нормально, в свое время, чтобы не пострадали наши системы, структуры и тому подобное. И на Четвертой Чакре как раз работает такая «штуковина», которая сужает поле видения. Зная о том, что наша нервная система не в состоянии перенести весь объем божественной любви, она чуть-чуть зауживает коридор видения, чтобы оставить что-то одно, какой-то один фрагмент. Какой-то один фрагмент, на который направлена божественная любовь, я смогу перенести, все вряд ли выдержу. И часто это работает, если выходит из-под контроля нашего сознания, как программа, откровенно блокирующая нас, и, в частности, этот коридор видения может настолько суживаться, что отбрасывает нас вниз – на Вторую Чакру.
Но такая же предохранительная функция работает у Четвертой Чакры и для потока снизу, то есть каждая такая программа выполняет нужную функцию и в восходящем, и в нисходящем потоке энергии. В нисходящем потоке она выполняет защитную функцию, если нам становится слишком тяжело и наша психика не в состоянии перенести какое-то количество сильных стрессов или других неприятностей: у неё есть свойство выбирать из множества вариантов единственный, где есть какое-то положительное переживание, и на нем резко фокусироваться, придавая этому статус божественной любви. И в этом её главное отрицательное действие: она зауживает коридор, сосредоточивает вас только на том, что вам приятно, и начинает усиливать инвольтацию туда. В результате действия этой «вирусной» программы, вы полностью теряете контакт с этим миром, то есть мир остается как бы видимым, но отделяется такой прозрачной стенкой, вроде он есть, но вы с ним в контакт не вступаете.
Иногда, очень редко, это можно считать положительным моментом, но чаще это негативное влияние, которое заключается в том, что вы теряете обратную связь от внешнего мира и замыкаетесь в своей иллюзии. Этот демон, который хранит Четвертую Чакру (а там обитает именно демон!), связан как раз с обманом и самообманом. Выбирая из множества вариантов самый приятный, самый сильный, он начинает накачивать туда энергию, придавая ему статус божественного или какого-то супер-мега-необычного центра, а все остальное вы начинаете считать очень грязным, ненужным, с чем вообще лучше не вступать ни в какие взаимоотношения. В лучшем случае человек самоизолируется. Если такая программа работает очень мощно, то человек так глубоко погружается в свой собственный мир, что просто попадает в психушку.
Самое частое «плохое» проявление, которое поддерживает демон на Сердечной Чакре, – это алкоголизм. Алкоголизм резко сужает поле зрения, многие вещи становятся как бы неважными, человек постепенно так глубоко уходит в запой, что полностью отключается от внешней реальности, исключая какую-либо обратную связь. Плохо, когда вы фиксируетесь на себе и теряете способность адекватно воспринимать внешний мир, вы становитесь невосприимчивы к критике и всячески стараетесь её избежать, увязая все больше и больше в своем виртуальном мире. И иногда это доходит до того, что вы начинаете считать плохими всех вокруг: мы избранный народ, мы избранная какая-то группа и так далее, то есть у нас особое посвящение, поэтому нам не надо общаться с неверными, не надо общаться с теми, и с теми, и с теми... И так замыкаетесь в таком вот узком потоке.
В чем положительное действие охраняющей программы? Она помогает сконцентрировать поток божественной любви, чтобы избежать его рассеяния, и перевести это в практику, то есть начать с этим действовать. Но потом, в конце концов, это влияние все равно должно быть преодолено.
Как используется это «хорошо»? «Хорошо» используется, если человек умеет это использовать, в обычных отношениях для того, чтобы поддерживать формальную открытость. Как обычно это проявляет себя на Четвертой Чакре? Это американские улыбки, это поздравления, которые вы высылаете: «Дорогой Александр…», хотя при этом вы не имеете в виду, что он действительно дорогой, но вы пишете это слово и другие слова: «С уважением» и т. д., вы делаете это специально, искусственно создавая атмосферу открытости, чтобы вызвать ответный поток открытости. И это нужно, потому что это хорошо. И хорошо, если вы можете это открывать и закрывать, как шкатулку. Сюда же относится так называемая ложь во спасение, то есть когда вы обманываете человека для того, чтобы его утешить. Если он умирает, например, то вы не говорите ему, что у него рак, а вы утешаете его, говорите, что все хорошо. Это, конечно, немножечко спорно, но тем не менее. Такая ложь контролируется вами, когда надо, вы её сужаете, создавая ареол такой красивый, а когда надо, отпускаете, чтобы создать общее пространство для коммуникации – пространство открытости.
Это очень похоже на работу диафрагмы. И нужно уметь пользоваться этой диафрагмой очень хорошо, потому что, если её «заклинивает», то это может быть очень плохо. Если её «заклинит», то она не сможет расширяться и сужаться, тогда вы обязательно в какой-то свой виртуальный мир и погрузитесь. В эти ловушки очень часто попадаются люди, которые только начинают свой духовный путь. Они сразу все бросают, сразу отсекают все контакты с внешним миром, «зауживая» себя только на одном этом: теперь 24 часа будут твердить эту мантру, буду медитировать, и все такое… А все остальные исключаются из этого поля, и создается такая стена между вами и миром. Если вы, например, обидите вайшнава, то вы впустите в свое сердце бешеного слона, который необратимо вас приведет к разрухе. То есть не допускается никакой обратной связи, какого-то взаимодействия. Конечно, это не всегда так жестко, и в этой среде, и среди бхактов, и шиваитов допускаются дебаты, и дискуссии, но в целом это такая несколько сектантская позиция, что не очень хорошо.
Противодействием этому является готовность к восприятию критики в свой адрес, через которую устанавливается обратная связь с окружающим. Это противодействие на уровне Четвертой Чакры. Работа с Четвертой Чакрой как раз и заключается в том, чтобы научиться принимать критику в свой адрес. Это не позволит погрузиться в иллюзорный самообман, который свойствен человеку, принимающему за божественную любовь энергию другого рода, когда на самом деле там никакой божественной любовью даже и не пахнет. Я в свое время занимался в группе «Искусство жизни» Шри Шри Рави Шанкара и долгое время с ними взаимодействовал. Это практикуется бхакти в чистом виде. Однажды мы ехали в метро, и к ним подошла какая-то женщина с помойки и попросила что-нибудь ей дать. Вместо этого они убежали за три вагона, то есть они сразу начали отворачивать лица и убежали так, что только пятки сверкали. Может быть, от страха, что гуна тамаса их сейчас накроет, и они сильно загрязнятся. Но в этом-то и есть соблазн Четвертой Чакры, в этом может и заключаться самообман: вы еще божественного-то не достигли, а уже себя позиционируете как чего-то такого достигшие… Этого надо стараться избегать, потому что на духовном пути это очень-очень свойственно и встречается гораздо чаще, чем на мирском.
На Четвертой Чакре должна быть открытость миру, открытость всему существованию, и вы тогда делаете и даете миру все, что нужно. Никаких проблем. И это такая открытая система. Но стоит помнить, что на верхние уровни пропускаются не все: у Земли «квота» на просветленных людей. Поэтому, конечно, здесь не очень большое количество просветленных. «Квота» на духовных людей строго определенная, и Земля «следит», чтобы их явление было не очень в массовом масштабе, чтобы не приняло преждевременно глобального характера. Известно, что на Земле много мест, которые являются особыми зонами для пребывания особых душ. И это очень неблагоприятные зоны, где постоянно идут войны, вспыхивают погромы и грабежи. С точки зрения божественного понимания, нет ничего справедливого и несправедливого: в «горячих точках» рождаются души, которые получают этот опыт вследствие своей кармы. И земля «следит» за тем, чтобы такие места были. И если мы сейчас откроем все шлюзы, выпустим целый «парад» людей с Четвертой Чакрой, то через какое-то время таких мест не будет. Мы, конечно, своей сострадательностью вылечим всех больных в Зимбабве, остановим конфликт в Сирии или еще где-то там. Тогда встанет вопрос, куда отсылать души, которые не заслужили земного блаженства? Их будет сложно куда-нибудь отослать, потому что для них здесь, на Земле, были подходящие места. Разные души хотят разного: кому-то нужен именно подобный опыт.
Когда мы начинаем пониматься на верхние центры, обычные понятия о справедливости и несправедливости, к каким мы привыкли, теряются, и все становится как-то не так однозначно. Что справедливо? Что несправедливо? «Вот он такой молодой умер...» и т. д. Разные бывают кармические варианты, и нам без нашей развитой Шестой Чакры лучше туда (в божественный суд) не соваться. Поэтому правильно говорят: «Не судите…» Пока у тебя Шестая Чакра не открыта, Третий Глаз не открыт, лучше не лезть туда со своей логикой, со своей моралью и этикой. Лучше туда лезть с моралью и этикой священных писаний, потому что они имеют прямую привязку к ним. Поэтому социум, точнее все наше общее коллективное сознание (не люблю я психологию), следит, чтобы людей по-настоящему сострадательных было определенное количество, иначе невозможно будет поддерживать баланс мест с определенными гунами, чтобы разные души могли получать разный опыт. И поэтому на Четвертой Чакре те, кто становится на духовный путь, очень часто попадаются в ловушки. Этому как раз служит «вирусная» программа: когда к ней только прикасаются, то получают очень сильную инвольтацию, в результате очень быстро замыкаются в себе, теряют способность воспринимать критику со стороны, могут бросить все, что вокруг них было, – жен, детей, семью, работу и т. д. А дальше – больше: начинается подмена понятий «добро – зло»; «хорошее – плохое», начинается сплошная чехарда. И в результате человек, в общем, оказывается в такой своеобразной секте, в которой дальше, как говорил Жванецкий, «ни вреда, ни пользы, только не помрите от бессилия своего бесстрашия и от чудовищного выбора позиции в классовой борьбе».
И дальше все в таком же роде: «играйте… ни вреда, ни пользы». И опять коллективное бессознательное очень внимательно следит и очень грамотно замыкает духовные секты, чтобы, не дай Боже, вы не попали на уровень действительно настоящего служения, где вы пойдете раздавать милостыню, кормить бездомных и так далее. И следит, чтобы квота на эти дела была определенной. Некоторые, конечно, способны прорваться и действительно могут заниматься настоящей благотворительностью, но в целом это процесс не такой легкий. Здесь, я повторяю, мы входим уже в область очень-очень сложную для понимания нашей обычной логикой.
Верхние чакры, где божественное проявлено как единый центр, очень трудно так вот просто описать и просто судить, лучше не судить. На трех нижних центрах все понятно, там все ясно, там все прекрасно и замечательно. А здесь все уже не так легко. В принципе, во всем остальном Четвертая Чакра подчиняется (дальше вот обычный манипурный такой ход, как в прошлый раз был, чтобы показать, все многообразие её проявлений), как любой объект материального мира, пусть и тонкий, воздействию гун материальной природы. Поэтому чувство, которое у нас возникает, может проявляться по-разному в разных гунах: в тамасичной, в раджастичной и в саттвичной, хотя сама по себе эта «дырка», через которую свет сознания выходит в мир, не содержит в себе тамас-гуны, потому что Анахата Чакра работает только на двух гунах – раджасе и саттве.
А вот это просто надо знать как таблицу умножения:
  • Муладхара Чакра работает только на тамасе,
  • Свадхистана – на тамасе и раджасе,
  • Манипура – на раджасе,
  • Анахата – это раджас и саттва,
  • Вишуддха – эта чистая саттва.
Ваши благородные порывы и действительно настоящая любовь попадают во внешний мир и отражаются от пяти элементов материальной природы, а потом обратно попадают к вам. И хотя, как видим, Четвертая Чакра сама по себе тамас не содержит, тем не менее отражаются ваши чувства от материального мира, в котором содержатся все гуны, и очень даже может случиться, что вы свой поток любви направите на объект, который находится в глубочайшем тамасе. Тогда будет по пословице: «Любовь зла, полюбишь и козла». Такие варианты проживания душ тоже бывают. Поэтому ведические писания рекомендуют женщине выходить замуж за мужчину, который старше её по варне, то есть статус мужчины уже по варне должен быть выше, чем статус женщины, тогда отношения будут иметь более или менее экологичный характер.
Таким образом, отраженный и воспринятый обратно свет может содержать в себе все гуны: и тамас, и раджас, и саттву. И тогда мы получаем разные сценарии развития Анахата Чакры, то есть она может быть как в тамасичной форме, так и в раджастичной или в саттвичной форме. И это первая ось координат.
Эта Анахата Чакра в трех координатных осях раскладывается, и вы можете посмотреть любой из возможных вариантов: три варианта по одной оси, пять вариантов по другой и семь по третьей. Таким образом, получится куча разных проявлений любви. На досуге дома, если вам нечего будет делать, можете включить Манипура Чакру и расписать, как проявляется в каждой точке каждая форма любви и вот это божественное присутствие уже в нашей жизни.
Тамасичная Анахата Чакра – это когда любовь вас посещает и губит. То есть это чувство в буквальном смысле слова вас сводит в могилу: вы не знаете, что с ним делать, оно вас сжигает и уничтожает полностью. Как правило, такая любовь и заканчивается всякими суицидами. Вы свое чувство не выражаете толком, и от этого никому не лучше – ни миру, ни вашей душе, ни вашему телу, ни любимому объекту... Ну, бросились с шестнадцатого этажа... Плохо это, что уж тут говорить: еще всю прану не израсходовали, поэтому тело будет «болтаться» в электромагнитном поле Земли в тысячу раз дольше, потому что без физического тела, прану «обнулить» очень сложно. Представьте себе, что праническое тело еще у вас осталось, а физического нет. Это все равно, что я вытащу аккумулятор из прибора, оставлю его, и он долго-долго будет разряжаться, а если я его обратно вставлю в прибор, то он быстро разрядится. Вот наше физическое тело – это просто прибор, в который вставляется «аккумулятор» пранического тела, и если вы выбросили прибор, а батарейка еще не села, то она долго будет разряжаться. А, следовательно, все ваши муки будут продолжаться непрерывно, все, что было с физическим телом, будет продолжаться и дальше нескончаемо. Так страшно!
Это надо знать обязательно, чтобы не делать глупостей. А часто на такой тамасичной Анахате люди их делают, и от этого сами разрушаются или других разрушают этим своим чувством, с которым не знают, что сделать. Отсюда алкоголь, наркотики… Еще раз повторяю, в социуме самый лучший «бензин» для демона четвертой чакры – алкоголь или сигарета: раз – и «сужает». Аркадий Северный пел: «Если женщина изменит, я грустить недолго буду, закурю я сигарету, и о ней я позабуду». Или наркотики тоже быстро вас «зауживают», и вы перестаете чувствовать, то есть это ваше чувство как бы заменяется другими «штуками», но гораздо хуже. Это тамасичная форма, которая сопряжена с разрушением без движения в одну или в другую сторону: в служение ваше чувство не перешло и живые вы не остались, а душа попала в худшую ситуацию.
Второй вариант тамасичной Анахата Чакры – это любовь к объекту, который ниже тебя эволюционным уровнем, то есть находится в более тамасичном состоянии, чем ты. Это объект, который экзистенциально (сущностно) связан с тобой и не может ничего возразить тебе. Так можно, я уже много раз говорил, любить… свою машину, некоторые свои вещи, можно любить собаку свою, кошку, то есть тех сущностей, которые не могут вам сказать что-то против, и вы на них переносите свою любовь. Об этом же и сказал Иешуа Понтию Пилату: «Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку».
И любовь к таким тамасичным объектам – это тоже такая тамасичная любовь. И выражается она особым образом: вы можете мыть свою машину сутками, можете ходить вокруг неё, выражать чувства больше, чем к живому человеку и т. д. А статус души там ниже. Точнее, у неодушевленного объекта вообще души нет, потому что он неодушевленный. В неодушевленных предметах есть только Параматма – «Сверхдуша», которая содержится в их атомах: есть там, допустим, Fe2SO4, значит, там есть определенная Параматма. В ржавчине, например, есть Параматма в виде молекул FeOH3 или Fe2O3 и так далее. И если вы любите неодушевленный объект или душу, которая ниже вас по качественному статусу, то это тоже не очень хорошо. Это хорошо только на определенном этапе, когда нужно хотя бы за что-то зацепиться, чтобы хоть как-то развить свою любовь. Но с этого можно только начать: каждый человек хоть что-то, но любит – пусть свой термос, может, еще айпод свой. И дальше надо постепенно развивать это качество, делать его более глубоким, хотя трудно преодолеть влияние тамаса. А тамасичная Анахата обязательно связана с уничтожением, с потерей рассудка. Тамас – это гуна, которая дает безумие, и вы становитесь безумными в результате этой тамасичной любви. Такая вот не очень хорошая штука.
Самый распространенный вариант любви – это когда Анахата Чакра находится под влиянием раджас-гуны. Тогда вы любовь транслируете избранному объекту и действительно стараетесь для него что-то сделать: вы ему и цветы, и конфеты, трали-вали… Пока не закончится действие гормонов, то есть пока Кама не прекратит свое действие. Вообще надо знать, что раджас-гуна очень-очень подвижная, она то есть, то нет. В принципе в чистом виде она никогда не существует долго, как некоторые частицы, которые не существуют долго в свободном состоянии, а на что-то там распадаются, переходят в какое-то другое состояние… Так и раджас-гуна всегда будет тяготеть либо к саттве, либо к тамасу. В чистом виде удержать раджас-гуну практически невозможно: она либо падает в тамас, либо попадает в саттву.
Точно так же и с раджастичной любовью. Она всегда яркая, страстная, все классно – цветы, круглосуточные смс-ки, вы что-то бренчите, стихи пишете, ходите туда-сюда, вы явно собой жертвуете. Может быть, вы даже ради этого ушли откуда-нибудь или уехали куда-нибудь – в дальний гарнизон, например, вместе с мужем… Все хорошо, но надо вовремя «подловить» критический момент, заметить, куда пошла «стрелка». Вы должны помнить, что если вы включаете раджас-гуну, то рано или поздно «стрелка» будет обязательно, и важно не прозевать тот момент, когда нарушится равновесие. А это может случиться приблизительно через годик, потому что раджас-гуну нельзя продержать долго.
Если «стрелка» пойдет в тамас-гуну, то будет очень плохо: начнутся разные накрутки на фоне наведения полного безумия, семья может превратиться в бойню (я уже много раз рассказывал об этом), и все это сложно будет остановить. Хорошо, если у вас при этом будет не 9 метров на двоих, а побольше, метров желательно 100 или лучше 120, тогда еще «прокатит» более или менее… Поэтому в этот момент, когда вы заметите нарушение равновесия, важно переключить «стрелку» на саттва-гуну, но это сложный процесс. Так вот обычно любовь проходит по этому сценарию.
И, наконец, когда Анахата находится под влиянием саттва-гуны, любовь обращается к тому, кто её дает. Вот это самое главное: саттва-гуна адресует ее непосредственно источнику самой любви – Богу, то есть вы любите его как автора всего этого, как источник, благодаря которому вы все это получили. Вот это саттвичная штука, это саттвичная Анахата – любовь посвященная Ему, во имя Его, во имя Его идеала. Дальше каждая душа мыслит по-своему, потому что не всегда прямые образы Бога доступны всем. Особенно материалистам это очень сложно представить, но все равно есть какие-то возвышенные идеалы, я думаю, которым вы можете посвящать любовь. Я уже просто отвык от этого, потому что много лет говорю о Боге, но знаю, что у людей есть возвышенные идеалы какие-то…Карл Маркс, например, Ньютон, кто-нибудь еще… И это вас очень сильно вдохновляет, и вы все время на душевном подъеме.
Здесь, на Анахата Чакре, все очень просто: есть душевный подъем, значит, Анахата работает нормально. Вот творчество – оно есть и на Анахате, и на Свадхистане. Это воодушевляющее творчество. Действительно, ВООДУШЕВЛЯЮЩЕЕ: послушали это, посмотрели то – и у вас что-то изменилось, не обязательно мир, но что-то изменилось. И вы ушли наполненными, воодушевленными.
Еще раз напомню, что на Четвертой Чакре возможна подмена. Если вы посмотрели «Бензопила-2», «Пила-2» или еще какую-нибудь фигню, то это тоже творчество? И когда вы потом вышли из зала, вам кажется, что по вам бульдозер проехал или вами попользовались... Это искусство Второй Чакры: вами, действительно, попользовались, и причем очень хорошо попользовались. Если это и творчество, то творчество очень механистичное, копирующее, основанное на повторении чьих-то слов, чужих сюжетов, которые вы просто приукрашиваете, потому что Второй Чакре свойственно кружева разные плести. В таком искусстве свежего весеннего воодушевления нет.
Обычно профессии Четвертой Чакры подразумевают наличие определенной открытости миру, как это бывает в деятельности литераторов или композиторов. Их отправляли в творческие командировки для того, чтобы… Идея правильная: они должны были отразить божественное величие в том или ином месте. Но подмены могут быть: там может быть какой-то светлый идеал: совершенное общество, коммунистическое общество, например, – и нужно отразить величие коммунистического общества в освоении целины. И писатель должен очень вдохновенно показать, как эта идея отражается сквозь целинную эпопею Казахстана. Для этого его и отправляют в командировку. И если он, действительно, сможет это передать так, чтоб… ах, молодые люди! Ох, Байкало-амурская магистраль и все такое. Не по принуждению, а чтобы это действительно вдохновляло людей, значит, сила Четвертой Чакры там есть. А если вы написали какой-нибудь незамысловатый сюжет, например, как в «Золотом теленке: «Служил Гаврила почтальоном…», то есть просто сделали своеобразный ксерокс неодушевленной реальности, то такое творчество тоже не самое худшее – просто это никто читать не будет. А вот если вы туда вложите содержание своего бессознательного и кармический опыт, то тогда произведение будет обладать явно деструктивным характером, потому что это будет уже творчество Второй Чакры. А то, что на Четвертой Чакре, очень воодушевляет: люди почитают, послушают – и готовы за этим идеалом идти, готовы делать то, к чему творец призывает.
Таким образом, мы видим, что по этой оси Анахата Чакра может проявлять себя по-разному, и есть определенные границы в каждом из ее проявлений. И очень важно вовремя подвижную и неустойчивую раджастичную Анахату «перевести» в саттвичную. Как это сделать? Единого рецепта нет. Возможно, повышая общий уровень культуры и духовности, читая соответствующие произведения и расширяя свою духовную жизнь или хотя бы слушая об этом. Можно почаще в театры ходить и не только одну пьесу смотреть десять лет, где герои очень сильно любят друг друга и погибают от любви (как вашей душе очень близко, потому что это было с вами когда-то в прошлой жизни). И вы все десять лет смотрите один и тот же сюжет, хотя можете выбирать разные спектакли, и таким образом формируете у себя не очень правильное представление о Четвертой Чакре. А для того чтобы к саттва-гуне ее приблизить, надо на разные сюжеты смотреть и понимать, что любовь разная бывает, примеривать на себя, может быть, шекспировский вариант, может быть, какой-то другой, чтобы не уйти в тамас-гуну.
Осталось еще две оси рассмотреть. Эти две оси задействуют тела, благодаря которым мы отражаем божественный свет и по-особому видим божественное, то есть видим его в каком-то определенном ракурсе. Как это происходит, сейчас мы попробуем понять, попробуем понять, как взаимодействуют прямая и обратная связь, потому что божественный свет может отразиться от любого нашего тела. Хотя есть гауссовская кривая, в соответствии с которой от какого-то тела он может отразиться больше, а от какого-то меньше. Но это все приблизительно.
Если божественный свет (снизу можем начать) отражается от физического тела человека, то тогда вас, безусловно, восхищают и воодушевляют проявления красивого человеческого тела или проявления тела вообще, как у Микеланджело. У него же была задача – изваять статую, и ему нужно было знать, как устроены мышцы, как устроен человек, чтобы сделать его изображение как можно более совершенным. И эта любовь к красоте тела была у него настолько сильной, что он постоянно лазал в морг, чтобы вскрывать тела и смотреть, как и из чего они сделаны. Сначала его сильно тошнило, когда он поочередно рассматривал разные органы, чтобы узнать, как все устроено, чтобы это точно вылепить. А что значило в средние века лазать в покойницкую? Это смертная казнь. Сразу. Автоматически. Потому что вскрытие божественного создания, то есть проникновение в творение, созданное Богом, – это, согласно инквизиции, смертный грех и, соответственно, смертный приговор. И он рисковал каждый раз, но сила любви, то есть потребность отразить, выразить божественную любовь через красоту человеческого тела была настолько сильная, что он сознательно шел на этот риск. И это ощущение красоты и любовь к физическому телу будут у вас не обязательно «свадхистанные», то есть соответствующие Второй Чакре, а более возвышенные.
Такие же ощущения может вызвать у вас пейзаж да и вообще весь физический план. Это, кстати, очень часто бывает. И обратная связь. Божественная любовь, проявляющаяся в физическом теле. И тогда физическое тело может быть очень особенным. Я читал о том, что есть люди, у которых слегка голубоватая кожа, как будто они небесные и словно излучают легкий прохладный свет. У них какие-то особенно тонкие руки и особенно плавные движения, и все тело какое-то неповторимо красивое – можно сказать, что они имеют такое тело, в котором как будто присутствует сам Бог (практически все Боги немного голубоватые). И оно как будто действительно что-то излучает, что-то очень тонкое. И вот в этом есть божественное, поэтому физическое тело может включить у вас любовь и очень сильно вас вдохновить. А дальше все идет своим чередом.
И эфирное, то есть праническое, тело точно так же может отразить божественную любовь. Праническое тело – это все, что связано:
а) с ощущениями, которые мы испытываем. Вот мы что-то делаем и испытываем определенные ощущения в теле. Они могут быть как грубые, так и более тонкие, то есть они могут быть следствием нашей вегетатики, а могут быть проявлениями астрального плана. И это тоже может передать божественную любовь и вдохновить вас. В таких ощущениях бывает какая-то особая красота: вдруг вы почувствуете вибрацию в Сердечной Чакре, как будто здесь что-то зашевелилось, как будто что-то здесь распустилось, будто здесь расцвел лотос – и ваше «я» раскрылось этому миру. Вы все эти эфирные проявления будете чувствовать, все будете ощущать. На более тонком уровне можно увидеть чакры, каналы, двенадцатилепестковый лотос инади, и это вызовет у вас поток восхищения и большой любви. Например, Роттенберг ишнаан практиковала долгое время и однажды вдруг увидела все свои каналы, чакры, нади – вот все как на рисунке изображено. И это, конечно, ее очень сильно вдохновило.
б) обратная ситуация: если божественное отражает себя вот в таком эфирном ракурсе, но вы становитесь очень тонкими и очень разборчивыми в плане ощущений. Например, мясо, рыбу есть вы уже не будете, потому что будете чувствовать, что здесь есть следствие убийства. Божественное будет передавать себя через ощущения, которые вам будут транслировать органы чувств: кусок мяса вам просто не полезет в рот, буквально обратно исторгнется. Так бывает, если свет Анахата Чакры отражается от эфирного (пранического) тела. И многие действительно становятся вегетарианцами, и бросают наркотики, алкоголь, другие вредные привычки, которые, естественно, портят эфирную картину. Даже если вы выпили чашку эспрессо, у вас там, в праническом теле, начинается полный смерч, потому что вы нервную систему так мощно простимулировали. Свои ощущения и дальше можно развивать, делать их еще более тонкими.
Следующее – это ментальное тело, которое, в соответствии с йоговским глоссарием, называется «гьяна-коша», то есть тело низшего ума. Тело низшего ума, гьяна-коша, – это следующее тело, после пранического, где Анахата Чакра может отражаться очень сильно и где у неё может быть пик, максимум. В этом теле выделяются два слоя. Первый слой принадлежит эмоциям и чувствам, которые мы испытываем. Здесь важны не ощущения, а именно эмоции. А второй, более тонкий слой принадлежит нашему уму – обычному манасу, который связан с органами чувств и обрабатывает информацию, работает в этом теле. В связи с этим вы можете испытывать божественный свет, связанный с сильными эмоциями, очень и очень сильными переживаниями, очень сильными чувствами, возникающими в тех или иных ситуациях. А ситуации определяются третьей шкалой, чакровой. В любом случае эти эмоции способны пробудить любовь. На ваши чувства в этом случае может очень сильно повлиять художественная литература – а это очень широкий, мощный пласт. Вас могут очень сильно вдохновить какие-то научные достижения, оригинальные мысли, интересные заключения, то есть красота ментальных конструкций, изящество вывода и т. д. Он говорил: «Я есть окончательный вывод». Здесь вас будет потрясать красота речи, вы с вдохновением будете следить, как мысли сплетаются в одно, как это доносится. Стоит послушать только лекции Тушкина (кто знает). Стоит послушать, и все становится понятно, все становится на свои места, и все это как-то необычайно красиво, все очень четко, ясно и очень хорошо раскрывает Анахату. Вот это тот вариант, когда Анахата Чакра отражается через ментальное тело, когда гьяна-коша отражает Анахату.
Следующее тело – это вигьяна майя коша, то есть тело высшего знания. Оно имеет тоже два слоя, тоже две оболочки. Первая оболочка связана с пониманием своих причин: «Зачем я сюда пришел». Когда тело высшего знания активно, вы знаете свою карму, вы знаете, почему вы здесь и какой долг вы должны исполнить. Иногда бывает, что сильный поток любви может включить понимание, что все в этом мире взаимосвязано и что нельзя ничего сделать, не задев чего-то остального, и так далее. И вы понимаете, вы знаете, что каждый поступок влечет за собой определенные последствия, и это вас наполняет особым чувством: «Здесь есть Бог, во всем этом божественное есть». И вы сразу это чувствуете, сразу включается такое совершенное знание. У меня был один такой трансцендентный опыт (и это было, действительно, очень сильно), когда я просто увидел, как на экране монитора, человека – и у меня было абсолютное понимание, почему этот человек здесь и именно в этой форме, именно в этом месте, именно в такой ситуации. И это все было абсолютно ясно, как АБВГД. Было абсолютно ясно, почему он дошел до такой ситуации. Вот такое совершенное знание. И это, конечно, включает присутствие Божественного, когда Анахата Чакра отражает божественный свет от тела высшего знания.
Инсайт – это второй слой вигьяна майя коша, это когда видно, куда надо направлять свой творческий импульс. Этот верхний слой по сути тождествен включению у нас интуиции и видения: когда высший слой вигьяна майя коша активен, мы обладаем способностью предвидения и интуиции и точно знаем, что может произойти, какие события неизбежно на нас надвигаются и в связи с этим предпринять определенные действия. Поток божественной любви может отразиться и в этом, и вас это воодушевит. Какого-нибудь Мессинга послушаете, узнаете его историю и жизненный путь – а это путь человека с высочайшим видением! – и у вас сердце раз – и раскроется. Значит, именно это тело смогло отразить божественную любовь, и вы включаетесь в этот вот поток. Как видите, Анахата Чакра по-разному включает в вас понимание Бога.
И так бывает: обычный человек, допустим, слесарь сидит работает, потом Рен-ТВ посмотрит про необычные путешествия в другие миры, послушает известных экстрасенсов – и еще три дня будет ходить под таким сильным впечатлением! Это у него Анахата Чакра отразила божественный свет через вигьяна майя кошу и дает такой очень сильный ответ через его тело. Она достучалась до него через это качество, через такую способность.
С тонким телом вигьяна майя коша связана вся духовная литература, все первоисточники, то есть, на нашем языке говоря, –шастры. А все трактовки и толкования они, соответственно, уже там чуть-чуть ниже. Через эти священные тексты тоже может включиться божественное. Вы читаете, например, текст Джапджи – и снова сердце... раз! Это значит отразила вигьяна майя коша Анахата Чакру, её свет…
И последнее тело – это ананда-коша, самое тонкое тело – тело блаженства. Когда Анахата отражается от него, само божественное начинает присутствовать в вашей жизни и поддерживать эту любовь. Но вот это очень сложно передать словами. Я не знаю, как это объяснить. Само наличие Бога в жизни уже будет вызывать любовь, потому что Он – есть, и уже от этого вы будете испытывать любовь... Просто от того, что он есть. Просто он есть – и все. Потому что в этом самом тонком теле есть явное ощущение божественного, чистое его ощущение, чистое его осознание.
В этом свете Анахата Чакры Он будет представляться вам как любящий Бог, очень сердечный (кстати, это такая обратная связь). А если, например, Манипура Чакра проявит себя через это высшее тело блаженства, то Он будет являться вам в виде управляющего Бога, того, кто наводит порядок. Человек, у которого Манипура отразится в этом высшем теле, будет говорить, что Бог – это такой супер-компьютер, который все разруливает, мега-процессор, у которого бесконечное количество гигагерц и который везде наведет порядок и сделает это достаточно жестко. Если в этом самом тонком теле отразится Свадхистана Чакра, то Бог будет, безусловно, игривый или заигрывающий, он будет свободным, лишенным ограничений. Такой Бог, полный удовольствий… И можно вообще просто получать удовольствие от этой жизни, и Бог все время будет давать-давать-давать без конца – только бери, не уставай. А если Муладхара отразится от высшего тонкого тела, то Бог тогда будет карающий. Такому человеку Он будет представляться своеобразным орудием для установления справедливости: с этой целью Он может карать, убивать, насылать громы и молнии, даже уничтожать.
А на Четвертой Чакре Бог будет любящим. Бог это и есть любовь. И больше сказать вы ничего не можете, потому что больше можно сказать только на Пятой Чакре. А на Пятой Чакре вы сможете увидеть персонифицированного Бога и скажете: «О! Бог обладает такими-то такими-то атрибутами: у него голубая кожа, или он играет на флейте, или у него трезубец, или у него такая Нама-Рупа-Гуна-Лила…»
Или, может быть, у вас будет грустный Бог, который идет по пустыне и в конце он будет распят. Или он где-то служит в официальном костюме и к нему не подойдешь просто так, или он Шива и так далее... То есть у вас будет уже конкретный образ Бога, если Вишуддха отразится в высшем теле ананда-коша.
И, наконец, последняя ось: как Анахата может включаться в разных ситуациях, соответствующих разным чакрам. Анахата Чакра может включиться в муладхарной реальности, когда у вас кто-то умирает. Например, вы десять лет не ездили к родителям и вдруг узнали, что они умирают. И вдруг сразу любовь проявляется. И вы все бросаете и едете – не потому, что так нужно, а потому, что в вас что-то проявилось такое, пробудилось... Часто бывает, что любовь включается, когда объекту уже совсем плохо, когда он находится на грани жизни и смерти. И у нас вдруг оживают теплые чувства.
На свадхистанной почве Анахата включается чаще всего – это наша человеческая особенность. Между Второй и Четвертой Чакрами, еще раз повторяю, есть не очень хороший для духовного пути резонанс – лучше было бы, конечно, если бы он был между Четвертой и Шестой чакрами, но... Любовь часто включается, когда мы вовлечены в партнерские отношения мужчины и женщины. И это в целом нормально. Здесь дальше можно долго рассуждать о мадхурья-расе, то есть об играх и взаимоотношениях между мужским и женским началом божественной реальности, об отражениях этой и других рас во взаимоотношениях в земной реальности. Мадхурья-раса на тонком плане считается высшей расой, поэтому, как правило, отношения между мужчиной и женщиной включают любовь очень сильно. Раз – и Свадхистана включила Анахату, она запускается с какого-то гормонального фона: увидели – гормоны заиграли – И любовь! В хорошем варианте любовные игры происходят как отражение мадхурья-расы.
Манипура Чакра точно так же может создать манипурные ситуации, и через них у вас может включиться поток любви, хотя это значительно сложнее. Манипурные ситуации всегда связанны с управлением реальностью или с очень сильным доминированием, здесь Анахата Чакра может включиться, если вы вдруг чувствуете силу, которая в определенной ситуации проявляется очень конструктивно: как будто для вас нашелся человек – как защитник, как спаситель, – который «разрулил» ситуацию, конструктивно нашел выход из трудного положения. И через это может проявиться любовь к нему: «Как вот это он смог… раз.. и спасти нас, как-то разрешить это все. Какой молодец наш начальник!» И тогда бывает, что любовь проявляется в отношениях начальник-подчиненный. Если любовь включается сильно, то вы прямо можете увидеть в начальнике самого Индру, который спустился с небес и все разрешил. Вот так Манипура может включить поток божественной любви.
Ну, дальше все достаточно понятно. Анахатные ситуации тоже включают Анахату. В «сердечных» ситуациях мы включаемся сердцем, то есть попадаем в поток такой божественной любви, которую можем тоже как-то отразить, и в нас она может пробудиться. Это происходит, если мы попадаем в ситуацию, когда кто-то для нас абсолютно бескорыстно что-то такое доброе, теплое делает: просто прошел мимо вас человек и дал вам что-то, цветок например, мимо проходил – взял и просто помог... И так бывает достаточно часто. Вот, например, у меня машина часто ломается (я уже много раз рассказывал, кажется, об этом), ситуация безнадежная: темно, у меня дверь заперлась и ее не открыть никак, а двигатель работает, и непонятно, что с ней, с машиной-то, делать. И паника уже какая-то. И непонятно откуда появляется человек, который готов с тобой возиться, открывать эти замки. Ему это совершенно не нужно, как мне кажется, а он делает… проволочку засовывает… Я ему даже денег предлагал, но он не взял. То есть вот она, анахатная ситуация, в которой у нас что-то такое и проявляется. Меня это очень вдохновляет.
Анахатные чувства всегда бывает взаимные: если вы открыты, то и вам открыты, если вы к милиционеру с любовью, то и он к вам с любовью. То есть открытость на открытость. И это может вас стимулировать. Вы попадаете в такую ситуацию, когда человек для вас что-то делает абсолютно бескорыстно, ему от вас вообще ничего не надо – его не отметят в Книге почета, он не придет и не доложится начальнику: «Вот я помог!..» Вот у вайшнавов есть такая поговорка: «Самое лучшее служение – это служение, которое никто не замечает, кроме Кришны». А если твое служение заметил кто-то другой, кроме Кришны, оно уже не настоящее. И это может вас тоже воодушевить.
Ну и, наконец, верхние чакры. Они тоже очень сильно могут включать Анахату, потому что, например, Вишуддха Чакра – это просто такая трансляция любви и прямое воздействие мастерства. То есть вы воодушевлены просто потому, что это божественно, просто потому, что человек делает это вообще. Вы не можете устоять: он так все это делает, так это транслирует, что у вас сердце – ах.. и вы замираете в таком состоянии. Ничего сделать с этим не можете – просто что-то вас наполняет, как и положено на Анахата Чакре.
Вишуддха – это чакра, которая оказывает очень сильное воздействие на находящуюся под ней Анахата Чакру. Я напоминаю вам простую аксиому: вышележащая чакра обладает качеством практического учителя для нижележащей чакры, то есть это тот учитель, который реально вас может научить и поднять, а вот чакра на одну выше – это духовный учитель, который вас может очень сильно вдохновить. И как раз Вишуддха Чакра на Анахату действует как практический учитель, как мастер, который приведет к цели, как бы инициирует вас, включит поток любви и скажет вам, что нужно дальше делать. Укажет, например, девять принципов божественного служения: слушание его имен, постоянное памятование о нем, воспевание его имени, рабская преданность, падение ниц и т.д., или садхану даст, упражнения, или мантру, чтобы это все у вас поддерживалось. И вы будете это делать, потому что Он вас все время будет поддерживать практическими советами с помощью Вишуддха Чакры.
Ну, а уж Аджна Чакра вообще очень сильно включает, потому что здесь происходит такое прямое воздействие, прямая трансляция каких-то божественных качеств. Например, сиддхи могут продемонстрировать прямо при вас: полетать или еще чем-то поразить ваше воображение, например, каким-то своим пребыванием во всем. Шестая Чакра – это как глаз Бога, то есть он во всем, во всем, во всем пребывает. Главное свойство Шестой Чакры – это преодоление сектантства, для нее нет сект, нет каких-то отдельных групп. Это такой «глаз», который может войти в любой фрагмент реальности, и вы увидите, что этот человек, действительно, и там, и там и – везде. Как супермастер, как Йоги Бхаджан, у которого было длинное имя и каждое выражало его деятельность. Как он успевал и классы проводить, заниматься и политикой, и экономикой и т.д. И такая ультраспособность все интегрировать в себе тоже может вас воодушевить. И Аджна Чакра с этой ее универсальностью существования является для Анахаты Чакры духовным учителем.
Ну, и Седьмая Чакра тоже, конечно, может всё включить.
Всё. Вот эти три оси. И дальше вы можете через проекции этих трех осей рассмотреть любую стуацию: как проявляет себя тамасичная Анахата на уровне Муладхары на физическом теле – самый нижний уровень, а дальше строите по всем осям графики: тамасичная Анахата в физическом теле и в свадхистанной реальности, например. Это не очень сложно, учитывая то, что я вам сказал. Можно достаточно легко представить себе, как будет развиваться тот или иной сюжет. Этим мы не будем заниматься, будем заниматься практикой. Вот такая вот история.
Когда физическое тело погибает, любовь включается, а вы сделать ничего не можете…


Редакторы – Григорьева Александра, Григорьева Мария (Маха Атма Каур)

Кундалини йога в Пензе





Занятия Кундалини йогой в Пензе с Сергеем Тарасовым проходят по адресам:

  • Центр "Панацея"  
-Вт. и Чт. 7.00-8.30   
  -Вт. и Чт. 19.00-20.30
Разовое посещение 200р. (только для обладателем "Наша карта"); 
Абонемент 1450 р. 
(2 занятия в неделю; 1.5 ч.)
ул. Лермонтова 26а,  -телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru

Садхана в Пензе    
Еженедельная совместная утренняя садхана проходит в Пензе каждую субботу в 4:30 
Вход free, добровольный донейшн;
ул. Лермонтова 26а, центр "Панацея" -телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru



Задать вопрос инструктору по
телефону:
39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru

Необходимые вещи для занятий кундалини йогой:
1. коврик для занятий йогой в зале и на улице (есть в зале)
2. повязка на глаза (по желанию)
3. одежда для занятий в зале (обычная спортивная или свободная)
4. плед или палантин для релаксации (по желанию)
5. тетрадь и ручки для конспектов (по желанию)
6. маленькую бутылочку воды
7. из еды: фрукты, сухофрукты, чай, мед и т.п. (для живущих далеко от места занятия)
http://kypenza.blogspot.com/2011/02/blog-post.html
 
Ссылки


КУНДАЛИНИ ЙОГА в Пензе в vkontakte

КУНДАЛИНИ ЙОГА в Пензе на odnoklassniki.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ОднаКнопка