пятница, 1 марта 2013 г.

Интервью с Александром Куликовым. «Весна придет, и трава вырастет сама по себе».

 http://kundalinishop.ru/news/1423/
 01.03.2013

Интервью с Александром Куликовым. «Весна придет, и трава вырастет сама по себе».

Сат Нам!  
Мы счастливы представить вам новый долгосрочный проект от KundaliniShop - интервью с ведущими российскими и зарубежными преподавателями Кундалини Йоги.  
В начале и процессе практики у каждого из нас (от новичка до учителя) рождается много вопросов: «Чем Кундалини Йога отличается от других направлений?», «Для чего петь мантры?», «Можно ли спать после Садханы?», «Что даст мне регулярная практика?», «Стоит ли мне бросить работу и начать преподавать?». В поиске ответов мы, конечно, обращаемся к книгам, но особенно ценным становится опыт других людей.  
Команда KundaliniShop искренне надеется, что интервью, опубликованные в рамках нового проекта, станут вдохновением как для тех, кто еще только решается сделать выбор в пользу Кундалини Йоги, так и для уже практикующих. Из первых уст вы узнаете о том, как проходят через свои вызовы и испытания те, кто сейчас несет знание Кундалини Йоги тысячам людей, и почувствуете, насколько вы не одиноки на своем пути. Рубрика будет обновляться один раз в месяц. Беседы с героями ведут создатель KundaliniShop, сертифицированный KRI преподаватель Кундалини Йоги Паванджот Сингх и выпускница учительского тренинга Golden Bridge 2013, журналист Юля Чай. Интересующие вас вопросы присылайте на адрес kundalinishop@gmail.com  
Мы благодарны возможности открыть рубрику беседой с Александром Куликовым (Кальян Сингх). Ученик Якова Маршака, преподаватель с 11 летним стажем, Александр до настоящего времени остается верным Кундалини Йоге в традиции Йоги Бхаджана и считает ее настоящей Раджа Йогой (королевской йогой), дающей возможность простому человеку быть в тесной связи со своей силой и душой, держаться с достоинством и возвышаться. 
Ты практиковал различные виды йоги, учился у мастеров разных школ. Почему твой выбор пал на Кундалини Йогу? В чем ее основные преимущества, отличия от других видов йоги? На что ориентироваться людям, которые находятся в процессе выбора? 
Во-первых, я начинал с Кундалини Йоги школы Йоги Бхаджана, а первая любовь, она, как правило, самая запоминающаяся, самая сильная.  
Во-вторых, я действительно обучался в нескольких духовных традициях, была возможность для сравнительного анализа Кундалини Йоги и остальных школ. Все эти традиции были преимущественно восточного направления: школа трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги, «Искусство жизни» Шри Шри Равви Шанкара, разные школы Хатха Йоги. Из западных духовных традиций я был знаком с астрологией и с системой Карлоса Кастанеды. С последним не только по его книгам, но и по практике Тенсегрити, которой активно занимался в течение нескольких лет. С моей точки зрения, Кундалини Йога наиболее полная духовная школа в аспектах как представленных в виде наставлений Мастера, так и практики - и это ее первое достоинство. Например, в некоторых эзотерических оккультных школах я встречал серьезную мировоззренческую часть, но не было никакой практики. В других школах, например, в Хатха Йоге, была большая практическая часть, но почти не было никаких наставлений о том, как это применять в жизни, как осуществлять духовный путь за пределами йоговского класса. Йоги Бхаджан оставил обширные знания по поводу того, как в самых разных сферах жизни (от построения семьи и, заканчивая работой) применять опыт, получаемый на классах. Кроме того, в самой практике Кундалини Йоги присутствуют все элементы йоги, которые описал Патанджали, - от соблюдения принципов (Яма, Нияма) и заканчивая работой со своим собственным умом через медитации или сосредоточение.  
Второе достоинство Кундалини Йоги – вы можете использовать все практики, начиная с первого занятия, т.е. вам не обязательно ждать, пока пройдет 10 лет, прежде чем начать работу с умом. И мы можем медитировать, используя мантры, или работать с дыханием уже на первом занятии. Т.е. отсутствует ступенчатость, есть ярко выраженный синергетический эффект всех составных частей практики. Итак, 2 вещи, которые отличают Кундалини Йогу – ее завершенность, полнота и хорошее приложение к жизненному процессу, т.е. она дает возможность интегрировать наш опыт в жизнь не методом проб и ошибок, а, ориентируясь на маркеры, которые оставил Мастер.  
На что ориентироваться людям в процессе выбора вида йоги. Как правильно сделать выбор? 
Во-первых, для того, чтобы хорошо ориентироваться, людям нужно знание пространства, откуда может прийти помощь. Знание сильных и слабых сторон разных практик. Во-вторых, нужно очень знать свое целеполагание. На мой взгляд, если у человека нет такой большой, сильной и ясной цели, то Кундалини Йога будет являться очень хорошим выбором, потому что она позволяет вести перекрестный обстрел проблемы, т.е. работать с этой проблемой с разных сторон: со стороны физического тела, со стороны снятия психического напряжения и со стороны трансцендентной помощи - помощи со стороны Бога. В школе Кундалини Йоги мы стыдливо не умалчиваем о присутствии Бога и его значении в нашей жизни, т.е. Кундалини Йога не является атеистической школой. Мы признаем, что воля Бога является приоритетной как в исцелении человека, так и в послании ему заслуженных испытаний.  
Если у человека есть четкая мотивация, например, физического характера, т.е. у него есть ярко выраженная проблема в физическом теле, особенно в опорно-двигательном аппарате, то лучше заниматься теми практиками, которые концентрируют свое усилие именно на этом (терапевтические школы йоги). 
Если человек хочет достичь мастерства в управлении своей силой, хочет быть все время на подъеме и при этом хочет, чтобы ему не лезли в голову, то лучше идти, например, в Бикрам Йогу или Аштанга Йогу, Йогу 23. Динамичные варианты Хатха Йоги, где здоровье окрепнет, силы станет больше, и никто не будет забираться в мозг. Максимум, что вам там скажут: «Ты сам со временем все поймешь».  
Когда люди куда-то приходят или собираются прийти, у них, как правило, достаточно низкий уровень информированности. Вся информированность о практике Кундалини Йоги раньше сводилась к слухам про опасность поднятия Кундалини. Мистицизм Кундалини Йоги пугает людей, что можно сойти с ума, потерять контроль над своим разумом, чувствами. Сейчас можно почитать книги Йоги Бхаджана и получить больше информации, чем раньше. На самом деле, в Кундалини Йоге нет ничего пугающего или страшного, и я за всю свою практику не встречал каких-то вопиющих случаев. Не нужно бояться. В любой серьезной духовной традиции все построено так, чтобы вы могли двигаться эффективно и с приемлемой для вас скоростью. Самая простая рекомендация – получите свой собственный опыт. Практика - критерий истины. Достаточно походить 2-3 недели на йогу, чтобы понять, есть ли прогресс, стало ли вам лучше или хуже. 
С какими основными трудностями сталкиваются начинающие студенты Кундалини Йоги?  
Первая трудность, которая встречается чаще всего - необходимость петь мантры на незнакомом языке. Не понятно, что они обозначают и хорошо, если объясняется значение, но возникает другая проблема и вопрос: «А зачем мы привлекаем сюда Бога?». Редко кому удается включиться в йогу, как в некий духовный процесс. В большинстве случаев люди, как правило, ищут просто внутренний покой, при этом, я повторюсь, предпочитают свое мировоззрение, если оно вообще есть, сохранять невинным. 
Как бы ты ответил на вопрос о необходимости петь мантры? Как развеять сомнения? 
Если сопротивление сильное, то тогда можно вместо пения мантр в начале практики настраиваться любым удобным способом, только не мешая процессу. То есть можно их не петь. Возьмите от процесса максимум того, что можно получить в плане оздоровления и укрепления сил. Если сопротивление не сильное, то можно все-таки попробовать спеть, и ничего страшного не случится, гнев небес не обрушится на голову практикующего, землетрясения не произойдет, а со временем можно и втянуться.  
То есть при ответе на такие вопросы ты предпочитаешь не уходить в дебри объяснений и обоснований, почему вы все-таки должны петь? Допустим, ученик говорит: «Я убежденный православный христианин, пою в хоре. Мой Бог может быть впрямую мне и не запрещает, а вот духовник не одобрит». Что делать? 
Такой вопрос задается часто. Если человек верующий  и действительно православный, в частности, проходит еженедельно Причастие, перед которым он, конечно, исповедуется, то тогда у него будут проблемы. Если он находится на таком жестком конфессиональном уровне, то трение будет существенным. Ему нужно будет попытаться найти какую-то форму занятий, без мантр, например. Его совесть будет чиста, то есть он не будет молиться как бы незнакомому Богу, но при этом сможет делать упражнения. В этом случае проблем у него не будет. Можно делать то, что не противоречит вашей совести и духовной линии. На всех остальных уровнях чаще всего проблем не возникает, особенно когда на более тонких уровнях есть понимание, что все едино. Если вам совсем тяжело, найдите другую группу, например, с начинающими, либо занимайтесь персонально. Включите разум в таком аспекте, чтобы было меньше внутренних конфликтов. Отдавайте себе отчет в том, насколько вы являетесь действительно приверженцем этой религии. Как правило, провозглашение себя христианами не является истиной, т.е. они не являются христианами по определению, они просто принадлежат русской культуре. 
Ты говоришь об этом людям в лицо в подобных случаях? 
Говорю некоторым, но не всем. Моя задача все-таки больше состоит в том, чтобы не вызвать еще большего сопротивления, а дать людям пользу от занятия. Стараюсь не вводить людей в еще больший внутренний конфликт. 
Какая вторая трудность? 
Необходимость долго сидеть. Если со сложностью в позах люди, как правило, мирятся, понимая, что это инструмент и процесс, то, что касается долгого сидения со скрещенными ногами, людям непонятно зачем нужно это делать. Я рекомендую в таких случаях садиться более комфортно, чтобы сидячая поза не мешала упражнению. В медитации даже можно сидеть на стуле. 
Вопрос возник, потому что несколько раз мы участвовали дискуссий между учителями Кундалини Йоги о том, нужно ли сидеть только в правильной позе или можно сидеть как удобно. 
Жесткая позиция верна только, если сидение само является целью упражнения. Как випассана. Важно все проговаривать, важно проводить людей через процесс, учить наблюдать боль, чтобы она минимизировалась и постепенно уходила. Если просто ничего не говорить, то для человека это бессмысленное мучение. В учебнике есть статья Гуручарана про асаны и их предназначение. 
Какие вызовы и трудности были у тебя, когда ты сам начинал практиковать, как они изменялись со временем и какие актуальны сейчас? 
Здесь я сразу скажу, что это только мой личный выбор и опыт. Я целенаправленно выбрал Кундалини Йогу, изучив труды Шри Ауробиндо. У меня была серьезная теоретическая подготовка. Я хотел быстро достичь состояния пробужденного ума, получения всех сиддхов, а потом реализации, полного освобождения. Кундалини Йога – это путь понятный и быстрый. Основная трудность в дистанции была в том, что в течение 2 лет практики я не получал никакого опыта, приближающего меня к цели. Да, было особое настроение и самочувствие, но ничего выдающегося. Цели были возвышенны, а реальность не совпадала с этим. Было трудно продолжать заниматься 2,5 года без результата. Я ходил упорно на занятия, продолжал биться. На короткие промежутки времени обращался к другим практикам, это немного отвлекало.  И потихоньку спустя 2,5 года начало что-то происходить в сознании, в окружающем мире. Я постепенно трезвел в плане своего целеполагания, и постепенно дистанция до цели уменьшалась. Со временем в этом пространстве я стал ощущать нормальную работу, и тогда все начало происходить. В этот момент я стал преподавателем.  
Но еще раз подчеркиваю, что это мой опыт. У каждого своя карма, и она во многом определяет наш прогресс. Когда я пришел в йогу - ничто с кармической точки зрения не предполагало моего появления в духовном пространстве. У меня не было никаких душевных проблем, никаких материальных проблем, то есть я был прекрасно обеспечен, у меня была замечательная работа и семья. Вся моя семья - атеисты, Бог не упоминался как элемент мироздания. О Боге я узнал в первый раз в 20 лет. Так что это было просто любопытство и мотивация в уме: «Какие еще потенциалы есть в человеке?».  
Два с половиной года без результата - это хороший вызов, а что было после этого? 
Когда я начал преподавать профессионально, уйдя с работы, где работал 11 лет, процесс пошел в таком ключе, как будто меня вела какая-то сила. Я был некоторой частью большого механизма, который выполнял свою нагрузку. Сначала моя задача заключалась в том, чтобы давать людям возможность практиковать тот метод, который помогает им в жизни. По мере того как рос опыт преподавания, собственной практики и знаний, появилась потребность не только давать позаниматься, но и передать знания - маркеры духовного процесса. На этом этапе я стал проводить тематические семинары, классы стали более структурированными. Затем появилась возможность готовить преподавателей. Все развивалось эволюционно, но на каждом отрезке, начиная с момента,  когда я принял решение уйти с работы и погрузиться в это пространство, меня ведет какая-то сила.  
Актуальный вопрос для тех, кто уже получил опыт в йоге и теперь хочет себя в ней реализовать, преподавать, но сталкивается с трудностями больших городов - невозможность совмещать йогу и заработок денег. Были ли у тебя подобные сложности?  
Переход был плавный. Он заключался в том, что в течение года я совмещал преподавание и работу, и они прекрасно уживались друг с другом. Преподавал один раз в будний день и один раз в выходной. Гораздо больший конфликт я вижу в выборе в пользу чего-то одного. Мой опыт, конечно, в меру уникальный, так как это был период затишья между уходом Якова Маршака и появлением новой плеяды учителей. Йога, в том числе Кундалини Йога и Айенгара, только начинала появляться в Москве, поэтому потребность была очень большая. Конечно, я колебался, смогу ли зарабатывать на хлеб одной йогой, но пространство само расставило все точки над «i». Как только я ушел с работы, у меня сразу появилось 19 классов в неделю и еще в очереди стояло 50 клубов. Сейчас ситуация совершенно другая, я не рекомендовал бы никому заниматься только преподаванием йоги. Равно как и наоборот - заниматься только одной работой и не преподавать йогу. 
Оптимально начать с пары классов в неделю. Это позволяет поддерживать традицию, свой статус не только ученика, но и учителя, получать от этой традиции КПД за счет того, что являешься звеном в цепи. Сам Йоги Бхаджан никогда не рекомендовал заниматься только преподаванием. У меня просто так сложилось. 
До сих пор спустя 11 лет несколько раз в месяц я вижу сны о своей старой работе. Карма чаще всего проявляется через профессиональную или семейную деятельность, поэтому надо научиться это принимать и проще относиться, тем более, что есть такой прекрасный инструмент как йога. Прочитайте в Бхагавад-Гите главу посвященную карма-йоге. 
Есть ли какой-то очевидный вызов прямо сейчас?  
Мой вывоз по карме связан с тем, что у меня есть тенденция быть замкнутым и проводить время в одиночестве. Для меня преподавание и выход к людям - это подвиг, который требует мобилизации и переступления через себя. Еще один серьезный вызов - незнание языка, что не дает мне полного доступа к знаниям Йоги Бхаджана. Зачастую приходится обращаться к другим традициям, где есть полноценные переводы. Но эти знания, в основном ведические, не принадлежат традиции Кундалини Йоги.  
Сейчас все более популярно брать духовное имя, но не все знают, для чего это нужно. Можешь ли дать рекомендации, как нужно взаимодействовать с духовным именем, основываясь на своем опыте? 
Хорошо бы понять, что означает твое имя и осознать, что твое духовное имя - это лозунг, который написан у души на груди. Поэтому, когда мы прибегаем к медитации на свое духовное имя для понимания его значения, это определенным образом настраивает душу.  У души есть свойство - свобода выбора. Когда мы ее направляем в соответствии с духовным именем, она быстрее освобождается. Надо почаще вспоминать, что означает духовное имя. Просить, чтобы вас называли духовным именем, как вариант для тех, кто принимает традицию целиком. Я чаще использую аспект понимания. Имя Кальян Сингх означает - раскаленное железо, которое светит и позволяет слепым душам в век Кали увидеть пространство вокруг себя. Раскаляется это железо не за счет духовного света, а за счет физического подогрева. В частности, поэтому мои классы такие интенсивные.  
Какое выражение можно назвать твоим девизом?  
Дзенская фраза «Весна придет, и трава вырастет сама по себе» и одна из сутр Эпохи Водолея «Вибрируй с космосом, и он расчистит для тебя дорогу».  Для меня они перекликаются, но во втором случае у вас есть выбор - вибрировать или нет. Когда ты вибрируешь с космосом, приходит легкость бытия. Нет ничего однозначного, кроме Творца. Он проявляет себя в такой многозначности, что нашему сознанию понять его сложно. Но игра стоит свеч.  

Интервью подготовлено Паванджот Сингхом и Юлей Чай.
При перепечатке материалов ссылка на сайт-источник (www.kundalinishop.ru) обязательна!


Кундалини йога в Пензе


Занятия Кундалини йогой в Пензе с Сергеем Тарасовым проходят по адресам:


Торговый Центр "ВЫСШАЯ ЛИГА"
 -Пн. и Пт. 19.15-21.00
Разовое посещение 250р.; 
Абонемент 1450 р. 
(2 занятия в неделю; 1.5 ч.)
Адрес:
ул. Московская 37, 5 этаж (угол ул. Московской и ул. Кураева)
Телефон: +7(8412) 25-06-80 (ресепшн), 73-37-00 в любое время


E-mail: uni-dance@yandex.ru





  • Центр "Панацея"  
-Вт. и Чт. 7.00-8.30  Разовое посещение 200р. (только для обладателем "Наша карта"); 
Абонемент 1450 р. 
(2 занятия в неделю; 1.5 ч.)
ул. Лермонтова 26а,  -телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru

Садхана в Пензе    
Еженедельная совместная утренняя садхана проходит в Пензе каждую субботу в 4:30 
Вход free, добровольный донейшн;
ул. Лермонтова 26а, центр "Панацея" -телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru



Задать вопрос инструктору по
телефону:
39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru

Необходимые вещи для занятий кундалини йогой:
1. коврик для занятий йогой в зале и на улице (есть в зале)
2. повязка на глаза (по желанию)
3. одежда для занятий в зале (обычная спортивная или свободная)
4. плед или палантин для релаксации (по желанию)
5. тетрадь и ручки для конспектов (по желанию)
6. маленькую бутылочку воды
7. из еды: фрукты, сухофрукты, чай, мед и т.п. (для живущих далеко от места занятия)
http://kypenza.blogspot.com/2011/02/blog-post.html
 
Ссылки


КУНДАЛИНИ ЙОГА в Пензе в vkontakte

Кундалини йога с Сергеем Тарасовым в vkontakte

Кундалини йога класс

КУНДАЛИНИ ЙОГА в Пензе на odnoklassniki.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ОднаКнопка