воскресенье, 6 марта 2011 г.

Ручная работа | Yoga Journal


Ручная работа | Yoga Journal

Ручная работа

Когда учитель исправляет нашу позу, у нас возникает более глубокое понимание практики. Однако не всем физические прикосновения во время занятий доставляют удовольствие и приносят пользу.

62-летняя Лоретто Мальдональдо, психолог из Флориды, поддерживает себя в прекрасной форме и не боится физических нагрузок. Когда прошлым летом подруга предложила ей отправиться на трехдневный ретрит по йоге, Мальдональдо была двумя руками «за».

К сожалению, приобретенный на ретрите опыт выходил за пределы необходимых знаний о практике. «Мы изучали незнакомые мне позы, – вспоминает Мальдональдо. – Ко мне постоянно подходила преподавательница и тянула то за руки, то за ноги с криком «Еще! Еще! Вот так!» В Триконасане (позе Треугольника) она пинала Мальдональдо по ноге, чтобы та развернула ступню под положенным углом в 45 градусов. Во время выполнения Адхо Мукха Швансаны (позы Собаки мордой вниз) наступила ей на ладонь, заставляя выпрямить пальцы. Мальдональдо предупреждала до начала занятий, что пару месяцев назад потянула руку, играя в теннис, но, очевидно, это не произвело должного впечатления. «Чем сильнее она на меня давила, как в переносном, так и в прямом смысле этого слова, тем страшнее мне становилось», – делится Мальдональдо. За выходные она совершенно вымоталась и была полностью деморализована.

Мария Шифферс,
преподаватель Йоги Айенгара

В Йоге Айенгара существует специальная система исправления учеников, которой обучают на учительском курсе. Считается, что сначала нужно показать ошибку, потом объяснить ее словами и только потом поправлять руками – при условии, что ученики не поняли словесных инструкций или некорректно выполняемая асана или пранаяма может причинить вред здоровью. Важно научиться точной технике исправлений, чтобы поправка принесла пользу и оставила в сознании ученика память о том, как правильно выполнять асану. С точки зрения этики, в Йоге Айенгара принято предупреждать новичков на словах о необходимой поправке и спрашивать их согласия, постепенно приучая их к более близкому взаимодействию «учитель-ученик», не касаться интимных зон и аккуратно поправлять учеников только руками.

Хотелось бы, конечно, написать, что это единичный случай небрежного и черствого отношения к ученикам. Но, к сожалению, это не так. Ричард Миллер, клинический психолог и учитель йоги, говорит, что ему поступает множество жалоб от учеников на предмет некорректных прикосновений преподавателей во время занятий. Иногда речь идет о грубом и травматичном воздействии, а иногда о поползновениях сексуального характера. «Как бы то ни было, – считает Миллер, – все это чревато серьезным ущербом».

Из-за чего возникает эта проблема? Одни говорят, что всему виной неподготовленность или излишняя самонадеянность преподавателей. Другие указывают на то, что некоторые инструкторы страдают комплексами на сексуальной почве, а это нередко ведет к двусмысленным прикосновениям в классе. Существует также мнение, что ученики, глядя на преподавателя снизу вверх и вознося его на пьедестал, сами провоцируют эту ситуацию, создавая психологические предпосылки для вторжения в свое личное пространство. Какими бы ни были причины проблемы, границы дозволенного должны быть четко обозначены. Ведь если некоторые, подобно Мальдональдо, способны пережить неприятный опыт и двигаться дальше, то другим везет меньше: во многих случаях полученная травма оставляет след на всю последующую жизнь.

Контакт первой степени

Марко Каттанео не любит вспоминать тот день, когда его инструктор по аштанга-йоге в Риме решила обучить класс Гомукхасане (позе Головы коровы). Каттанео старательно тянул руки, но ему никак не удавалось сцепить пальцы за спиной. Другой преподаватель, наверное, дал бы ему полезный совет или предложил взять ремень, но инструктор Марко решила пойти кратчайшим путем. Подойдя к нему сзади, она схватила его за руки и резко дернула их друг к другу. «Ti prego! Ti prego! – умолял Каттанео, испытывая дикую боль в суставах. – Отпустите меня!» Но преподавательница оставалась глуха к его воплям, вцепившись в него мертвой хваткой. Наконец, драматическим жестом, достойным оперной дивы, она выпустила Каттанео и тот рухнул на пол под ее, как ему показалось, пренебрежительный смех.

Судя по рассказам мануальных терапевтов, которым частенько доводится лечить любителей йоги, пострадавших от руки преподавателя, физические травмы – наиболее распространенный (хотя и не единственный) вид последствий некорректных прикосновений. Циркулирует множество историй о том, как усилия прыткого иструктора чуть не сделали человека калекой. Донна Фархи, автор книг «Ум, Тело и Дух Йоги» и «Учебник дыхания» рассказывает о женщине, которой во время занятий сломали ребра. «Напрашивается вопрос, – говорит Фархи, – как инструктор мог не обратить внимания на ее реакцию? В том числе и на откровенные крики боли?» Фархи добавляет, что приводящая к физическим травмам коррекция поз в значительной степени предопределена установкой «учителю виднее»: в результате, вместо того чтобы работать совместно, преподаватель работает «над» учеником и «лепит» из его тела то, что считает нужным.

Виктор Бойко,
преподаватель классической йоги

В главе 2-й Йога-сутр Патанджали (Островская Е., Рудой В. «Классическая йога», ГРВЛ, Москва, 1992, с. 143) читаем сутру №46: «Асана есть неподвижная и удобная поза». №47: «При прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном асана достигается...» Для устранения препятствий йога дает нам восьмеричный метод, включающий яму, нияму… [Они] подчеркивают значение этической подготовки, необходимой для практики йоги. Мы должны практиковать ахимсу, или ненасилие…» (С.Радхакришнан «Индийская философия», ИИЛ, Москва, 1957, с. 310-311). Руководствуясь вышесказанным, мы объясняем нашим студентам, что принцип ненасилия прежде всего должен быть реализован каждым в его личной практике, то есть асаны, по определению первоисточника, являются комфортными (удобными) позами. В любой из них, следовательно, не должно быть неприятных ощущений, не говоря уже о боли. Как только удобство нарушается (возникает какое-либо ощущение или усилие) – асана закончена.

Поскольку каждый человек имеет тело с индивидуальным, присущим именно ему природным уровнем гибкости, то он должен принимать такую (полезную и правильную) форму асан, при которой соблюдена ахимса и указания сутр 46 и 47. Эта форма, как правило, вначале отнюдь не совпадает с канонической, однако именно при такой практике гибкость со временем растет сама по себе. И поправлять студентов в асанах вообще не приходится, если они понимают и реализуют сказанное выше. Преподаватели должны обеспечить качественное общение и передачу смысла практики йоги, тогда никакие глупые дергания в асанах не нужны, а этика взаимодействия учитель-ученик соблюдена наилучшим образом.

Вторая по распространенности категория жалоб связана с сексуально-агрессивным поведением преподавателей. Довольно часто его проявления шокируют своей неприкрытой циничностью. Фархи рассказывает случай, когда преподаватель буквально запустил руки в вырез майки ученицы, лежащей в Шавасане. Однако сексуальные намерения могут быть выражены и в полутонах. При том, что некоторые части тела – область таза, ягодицы, грудь – являются явными эрогенными зонами, инструктор с двойственными намерениями может дотронуться и до “невинной” области так, что все сразу будет ясно. С другой стороны, ученик, испытывающий влечение к преподавателю, может неправильно истолковать любое прикосновение. «Если инструктора привлекает ученик, то лучше вообще избегать физического контакта, – считает Макс Стром, преподаватель и директор центра йоги в Калифорнии, – то же правило действует, если вам кажется, что ученик к вам неровно дышит».

Третий тип некорректных прикосновений не столь очевиден, но при этом не менее вредоносен. Рассмотрим случай Грейс О'Коннел, 31-летней писательницы из Нью-Йорка. «Я выполняла Маласану (позу Гирлянды) и пыталась не сесть на пол, удержав баланс. Инструктор решила мне помочь, поддержав мой таз руками. Я не возражала. И вдруг я услышала, как она демонстративно громко кряхтит, будто пытаясь поднять огромную тяжесть». И хотя здесь обошлось без физического ущерба, самолюбие О'Коннел серьезно пострадало. Сопровождает ли учитель свои действия охами и вздохами или нет, ему ничего не стоит деморализовать ученика, указав на мнимую или реальную физическую неполноценность.

Руки-крюки

Любое обсуждение вопроса прикосновений в йоге должно основываться на исследовании природы отношений ученик-учитель. Подобно психотерапевтам, духовным лидерам и преподавателям в учебных заведениях, учитель йоги зачастую имеет особый статус в глазах учеников, особенно если те пережили под его руководством опыт исцеления или духовного пробуждения. «Мы склонны беспрекословно повиноваться тем, кто является для нас авторитетом», – говорит преподаватель йоги из Калифорнии Ана Форрест. По этой причине ее коллега Анжела Фармер предостерегает своих учеников от возведения учителя на пьедестал. «Вы не ниже своих преподавателей, и не нужно ожидать, что те откроют вам все тайны жизни, – говорит она. – У вас уже есть все, чтобы реализовать свой полный потенциал». Когда ученики осознают собственную силу, добавляет Фармер, им проще открыто говорить о случаях неподобающего поведения со стороны учителей.

Миллер считает, что для того, чтобы лучше разобраться в ситуации, полезно провести параллель между отношениями ученик-учитель и клиент-психотерапевт. «Перенос во время сеансов психотерапии происходит, когда пациент начинает проецировать свои нерешенные проблемы на терапевта. Таким образом терапевт превращается для него в отца, мать, любимого человека, – поясняет он. – Если учитель йоги не понимает, что его отношения с учениками заведомо несут в себе зерно психологического переноса, он ступает на скользкий путь, ведущий к проблемам».

Мария Калинина,
преподаватель кундалини-йоги

В кундалини-йоге нет никакого физического контакта ученика с преподавателем. Учитель может лишь вербально поправить ученика во время выполнения упражнений. Это связано с “тонкой динамикой”, которая имеет место в зале во время сеанса кундалини-йоги.

На тонком плане человек может иметь определенную, свою энергетическую балансировку, которая состоит из многих элементов его внутренней и окружающей среды: динамики и энергии группы, учителя, внутреннего состояния тех и других, возмущения внутренней среды организма, влияния времени суток на этого человека, запахов и т. д. Эти факторы образуют «букет тонких энергий», влияющих на Тонкое и Грубое (Физическое) тело ученика. Может быть, у него в определенный момент идет наиважнейшая кармическая проработка на тонком плане или балансировка того или иного органа или системы тела, и своими «грубо физическими» прикосновениями мы лишь будем возмущать его пространство. Это не допускается в преподавании кундалини-йоги. Кроме того, учитель в практике кундалини-йоги является лишь передатчиком знания, а не персонифицированной личностью со своими желаниями, точкой зрения, взглядами и прочими проекциями ума.

Практикующий адвокат из штата Мичиган Норин Слэнк, которая сама занимается йогой, объясняет: «Терапевт входит в контакт с уязвимыми людьми. Эта уязвимость, а также приязнь пациента к терапевту, или его зависимость от него, могут создать предпосылки для возникновения сексуальных отношений. Считается ли это сексом по согласию или терапевт рассматривается как сексуальный хищник? Большинство юристов в данном случае определят терапевта как сексуального агрессора». Это в полной мере применимо и к учителям йоги, так как они обладают аналогичной авторитетной позицией.

Несмотря на все вышесказанное, многочисленные примеры здоровых отношений в центрах йоги доказывают, что так быть не должно и этого можно избежать. Чтобы определить границы своих полномочий и не причинять вреда ученикам, учитель может со своей стороны принять ряд мер:

Сначала спросите. Прикосновения вызывают меньше проблем, когда у учителя есть некий свод правил относительно коррекции поз и инструктажа учеников. Одни преподаватели спрашивают разрешения каждый раз, когда дотрагиваются до ученика. Другие – тогда, когда необходимо прикоснуться к более интимным частям тела. Некоторые информируют учеников о возможности прикосновений в начале занятий, давая им шанс возразить. А многие, подобно Максу Строму, практикуют дифференцированный подход к новым ученикам и тем, с которыми уже установился контакт. «Я практически не прикасаюсь к новеньким», – говорит Стром.

Будьте благодарны. Когда учитель не воспринимает само присутствие учеников в его классе как должное, он относится к ним более внимательно и бережно. «Это честь для меня, что ко мне на урок приходят такие прекрасные люди, – говорит Фармер. – Мое сердце наполняется благодарностью, когда на занятиях они раскрываются, когда есть отдача». Такой подход выливается в желание помогать ученикам вместо того, чтобы контролировать их.

Проверяйте свои намерения. «Когда мы подходим к ученику, заведомо собираясь что-то изменить или исправить, такой посыл изначально содержит в себе элемент конфликта и насилия», – говорит Миллер. Он ведет к некорректным исправлениям, с которыми, к сожалению, довелось столкнуться Мальдональдо и Каттанео. «Прикосновение должно помогать ученикам раскрываться в соответствии с их собственным потенциалом, а не с представлениями преподавателя, – добавляет Миллер. – Тогда они заново обретают себя, а изменения органичным образом происходят изнутри». Фармер указывает на то, что жесткие коррективы действительно могут принести быстрые результаты, зачастую к радости ученика, который сам пока не способен правильно выстроить позу. Однако в этом случае ученик полностью зависим от преподавателя, а, как утверждает Фармер, задача преподавателя – постепенно устраниться из процесса, позволяя ученику самому выполнять свою работу.

Будьте открыты. Если ученик набрался духа, чтобы возразить вам по поводу исправлений, выслушайте его. «Позвольте ученикам говорить. Будьте с ними и для них, – советует Фармер. – Когда человеку кажется, что с ним не так обращаются, а он при этом молчит, внутри накапливается протест. Но если он говорит об этом открыто, а учитель доброжелателен, нередко в этот момент проблема решается сама собой». Если же учитель встречает критику в штыки, то разрешение конфликта маловероятно.

Делайте «домашнюю» работу. В том, что касается прикосновений, Стром придерживается золотого правила: нужно представить, что ученик способен читать ваши мысли. Это означает, что ваши помыслы должны быть чисты: никакого высокомерия, амурных настроений и критических суждений. Перед каждым занятием Стром обращается к высшим силам с молитвой о том, чтобы быть проводником Духовного Начала. Благодаря этому он чувствует, что настраивается на правильную волну. Даже если вы совершили ошибку, все можно исправить, проделав внутреннюю работу.

На связи

Ученики должны уметь выражать свои сомнения и недовольство, а также четко обозначать границы дозволенного. Фармер вспоминает, как много лет назад во время занятия Б.К.С. Айенгар шлепнул по ноге ученицу, корректируя ее позу. Недолго думая, та шлепнула его в ответ. «Неожиданно для всех нас он рассмеялся, – рассказывает Фармер, – ему явно пришелся по душе такой необычный обмен энергией». Эта история служит наглядным примером того, что мы должны стоять за себя (хотя лучше, конечно, ограничиться словами). К сожалению, не все к этому готовы и не всегда удается добиться результата. «Несмотря ни на что, вы должны стараться донести свою точку зрения до учителя, – считает Миллер. – Занятия йогой – это улица с двусторонним движением, и обе стороны должны получать обратную связь. Когда ее нет, возникают проблемы».

Золотые руки

Если у прикосновений так много недостатков, зачем они вообще нужны преподавателям йоги? В конце концов многие учителя обходятся минимумом физического контакта, опираясь на демонстрацию поз и устные инструкции. Но хотя прикосновением можно навредить, оно, безусловно, обладает и огромным позитивным потенциалом. «Прикосновение – одна из мощнейших целебных методик, – подтверждает эту мысль Саймон, – его сила поистине безгранична, особенно если вы руководствуетесь в своих действиях не только принципом ахимсы, или непричинения вреда, но также твердой уверенностью в том, что способны поделиться с другими целительной энергией. Тогда вы направляете энергию из сердца в центр своих ладоней».

Для многих учителей прикосновение служит инструментом трансформации, составляющей саму суть йоги. Оно связано с важнейшим аспектом практики: «Прикосновение нужно не столько для «исправления» физической позы, сколько для того, чтобы помочь человеку глубже осознать места, в которых присутствует сопротивление, и раскрыть эти области», – говорит Миллер. Чтобы физическое прикосновение было по-настоящему эффективным, оно должно являться финалом очень тонкого и многоступенчатого процесса настройки. Форрест описывает это так: «Сначала я смотрю на ученика и обращаю внимание на те зоны, в которых присутствуют вялость, пониженный мышечный тонус и недостаток жизненной силы. Затем я «проникаю» глубже и вижу, к примеру, раздражение в той или иной группе нервов». На этом этапе дотрагиваясь до ученика, учитель, благодаря обостренной чуткости своего восприятия, уже, безусловно, располагает всей необходимой информацией. Фархи сравнивает искусство терапевтического прикосновения с дегустацией вина: «Попробовав десять тысяч вин, вы обретаете дар угадывать определенные вещи, такие, как винтаж или место происхождения. Аналогично, когда вы дотронулись до многих тысяч людей, у вас в руках в буквальном смысле накапливается информация. По-настоящему опытный учитель может, просто прикоснувшись к руке ученика, сразу понять, что у того проблемы, например, с плечом.

Большинство людей, связанных с йогой, выступают против отказа от прикосновений, оправданно мотивируя это тем, что не нужно вместе с водой выплескивать ребенка. Гораздо эффективнее уделять больше времени практическим занятиям на курсах подготовки преподавателей и точно определять рамки дозволенного. Многие считают хорошей идеей введение формального этического кодекса для учителей, аналогичного тому, что существует в медицине и юриспруденции. А пока его нет, учителям и ученикам нужно самим обозначить для себя черту, которую нельзя переступать, – чтобы продолжить исследовать целительную силу прикосновений. «Я не смогла бы учить йоге без физического контакта, – говорит Форрест, выражая мнение многих преподавателей. – Когда человек заблокирован или чувствует дискомфорт, мои руки сами собой тянутся к проблемному месту, чтобы помочь. Я могу поработать с учеником в течение одного занятия, и это принесет ему пользу на всю оставшуюся жизнь. В этом я абсолютно уверена».

Михаил Константинов,
директор Аштанга-йога центра

Этика взаимоотношений между учеником и учителем строится в традиционной йоге на строгом почитании учеником своего учителя и вере в то, что он говорит и просит сделать. Конечно, простой преподаватель или инструктор хатха-йоги – это далеко не Гуру, но основное понимание данных взаимоотношений строится примерно на тех же принципах. В аштанга-виньяса-йоге (АВЙ) априори подразумевается, что ученик полностью доверяет своему преподавателю. Это отношение чем-то похоже на отношения врача и пациента или родителя и ребенка. Если ученик понимает, что такой метод улучшения практики для него является травматичным, то он либо заранее ставит себя выше преподавателя, подразумевая, что лучше знает, чему и как его надо учить (а тогда зачем он пришел к этому человеку учиться вообще?), либо преподаватель плохо разбирается в том, что делает. Поэтому важно заниматься у опытных преподавателей, представляющих тот или иной стиль и обучавшихся у его непосредственных носителей, а не по видеозаписям или рассказам других. Опытный преподаватель никогда не нанесет вреда ученику своими действиями, но и ученик, с другой стороны, должен сразу же и честно предупреждать о возникших проблемах или неприятных ощущениях.

Стеснительность и скромность тут неуместны. В АВЙ знающий преподаватель совершает ряд движений, призванных перераспределить напряжение и расслабление в теле и в отдельных его частях, чтобы показать ученику, что он может сделать ту или иную позу глубже, качественнее, совершеннее. При этом он всегда учитывает уровень и опыт практики занимающегося. Это и коррекция формы асаны, и помощь для более глубокого в нее вхождения, и предупреждение возможных травмоопасных движений и положений, и страховка от падений. В АВЙ преподаватели учатся этому, не побоюсь сказать, искусству всю свою карьеру, сначала перенимая опыт своих старших товарищей, а потом добавляя и что-то свое, основанное на практике и своем опыте обучения.

Номер: №34 июль/август
Авторы: Дженнифер Барретт

Занятия проходят по адресам:

Зала «Мечта»
Адрес: Пенза, ул. Суворова 111а
, Пн., Ср. - 18.00
Телефон: 39-15-04
E-mail: allatarhova@mail.ru
ПГПУ имени В.Г.Белинского
Адрес: Пенза, ул.Лермонтова 37, корпус
, Вт., Чт. - 18.00 и Вт., Чт. 19.40
Телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru
Проводится набор в группу в зал uni-dance.ru
Торговый Центр "ВЫСШАЯ ЛИГА"
Адрес: ул. Московская 37, 4 этаж (угол ул. Московской и ул. Кураева)
Телефон: +7(8412) 25-06-80 (ресепшн), 73-37-00 в любое время
E-mail: uni-dance@yandex.ru
Необходимые вещи для занятий кундалини йогой:
1. коврик для занятий йогой в зале и на улице (есть в зале профилактория)
2. повязка на глаза (по желанию)
3. одежда для занятий в зале (обычная спортивная или свободная)
4. плед или палантин для релаксации (по желанию)
5. тетрадь и ручки для конспектов (по желанию)
6. маленькую бутылочку воды
7. из еды: фрукты, сухофрукты, чай, мед и т.п. (для живущих далеко от места занятия)
http://www.blogger.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ОднаКнопка