вторник, 15 марта 2011 г.

Йоги Бхаджан, Гуручаран Сингх Кхалса - Кундалини-йога. Практики водолеев.

Йоги Бхаджан, Гуручаран Сингх Кхалса - Практики водолеев. Кундалини-йога.
Введение
Яков Маршак 4 марта 2009 года
Кундалини-йога стала знакома западному миру благодаря человеку по имени Сири Сингх Сахиб Бхай Сахиб Харбхаджан Сингх Кхалса Йоги-джи, известному также как Йоги Бхаджан, который в 1969 году приехал из Северной Индии в Америку и первым начал преподавать это тайное учение публично.
В 1969 году я, конечно же, ничего не знал о кундалини-йоге: заканчивал математический факультет Московского государственного университета, затем работал в Институте неврологии АМН СССР в лаборатории электрофизиологии, занимался анализом электроэнцефалограмм (ЭЭГ). В моей работе мне встречались научные публикации, описывающие ЭЭГ Мастеров йоги, находившихся в особом состоянии сознания. Структура их ЭЭГ значительно отличалась от обычной ЭЭГ, присущей бодрствующему сознанию. Я был заинтригован и начал искать возможности занятий йогой, в то время запрещенной в СССР по идеологическим соображениям. В 1971 году мне посчастливилось найти учителя хатха-йоги, сотрудника Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Владимира Толстикова, который преподавал йогу группе из двенадцати человек в своем домашнем кружке. Через год занятия продолжали только два человека, я в том числе. Уже первое занятие йогой произвело на меня неизгладимое впечатление. Я почувствовал себя по-другому: мне показалось, что мир вокруг стал понятнее и дружелюбнее.
Надо признаться, что к моменту начала занятий йогой я часто находился в состоянии депрессии, которая особенно явственно проявлялась по утрам. Все чаше я употреблял алкоголь: он спасал меня от плохого настроения. В конце концов, как это происходит со всяким, кто начинает лечить свою депрессию алкоголем, со мной произошла очень неприятная история, после которой я дал себе слово, что никогда более не притронусь к алкоголю. Помню, как через три часа после данного себе обещания, в состоянии ужасного похмелья, я вернулся домой, помню, как минут двадцать не мог сосредоточиться ни на чем, кроме как на непреодолимой тяге выпить спрятанную за книгами бутылку коньяка. Я метался по квартире, стараясь отвлечься от этого навязчивого желания. К счастью, мне пришла в голову идея позаниматься йогой.
Освежающий душ помог переключиться, я сел на коврик и час прозанимался гимнастикой. В конце занятия, лежа на спине в релаксации, я осознал, как хорошо в данный момент чувствую себя. К моему удивлению, необходимость выпить исчезла. Мысленно я сравнил свое состояние с тем, что было час назад, когда тяга казалась непреодолимой. Теперь, всего час спустя, мной овладело ощущение свободы от нее. Для себя я сформулировал: когда мне плохо — желание выпить неотвратимо, а когда хорошо — оно полностью теряет свою силу. Следующей мыслью было — у меня в руках есть инструмент, который позволит выполнить данное себе обещание больше не притрагиваться к алкоголю. Я твердо решил выполнять упражнения каждое утро в одно и то же время, с 6 до 7 утра, независимо от изменчивости жизненных обстоятельств.
В течение шести лет я не пропустил ни одного занятия. Каждый раз они приносили мне ощущение неги и умиротворения. Примерно через полгода я с удивлением обнаружил, что каждое утро просыпаюсь с восторгом, как будто мне снова удалось родиться в этом прекрасном мире: от депрессии не осталось и следа.
Мой интерес к йоге становился все более серьезным: именно он привел меня в возрасте 36 лет на студенческую скамью медико-биологического факультета Второго Московского ордена Ленина государственного медицинского института им. Н. И. Пирогова (ныне Российского государственного медицинского университета).
Будучи студентом третьего курса, я познакомился с выдающимся человеком и врачом профессором Ароном Исаковичем Белкиным, главным психоэндокринологом Советского Союза. Под его руководством начал исследовательскую работу. Первый же результат исследования оказался удивительным: нам удалось показать, что те самые упражнения, которые перевернули мою собственную жизнь, значительно увеличивают концентрацию эндогенного этанола в крови. (Выполнение их вызывает увеличение содержания алкоголя в нашем организме, как если бы мы приняли небольшую порцию его извне. В противоположность этому оказалось, что интенсивные физические упражнения, такие как быстрый бег и поднятие тяжестей, уменьшают содержание алкоголя в теле.)
Во время учебы мною были сделаны наблюдения и открытия, проясняющие физиологические механизмы действия многих йоговских упражнений. Это позволило мне по окончании медицинского института стать врачом-йоготерапевтом во вновь открывшемся под руководством профессора Белкина Московском городском психоэндокринологическом центре.
На базе этого центра в 1987 году в Москве проходил Второй Международный симпозиум по психоэндокринологии. В числе прочих в симпозиуме принимало участие несколько американских профессионалов в области лечения патологических пристрастий. Они пригласили группу врачей, психологов и членов общества анонимных алкоголиков из СССР на стажировку в США для получения специального образования по реабилитации больных, страдающих наркоманией и алкоголизмом. В числе приглашенных оказался и я.
В США я получил третью в своей жизни специальность — стал сертифицированным специалистом по лечению патологических пристрастий. По окончании обучения нам предоставили возможность стажироваться в самых успешных центрах реабилитации наркомании и алкоголизма Соединенных Штатов.
Среди них был центр в Туссоне, штат Аризона. Оказалось, что программа этого центра построена на основе занятий кундалини-йогой. Это был центр «ЗНО Super Health», директором которого стала ученица Йоги Бхаджана Мукта Каур Халса. Когда в 1972 году президент США Ричард Никсон назвал наркотики «внутренней проблемой номер один», Йоги Бхаджан запустил пилотную программу с двумя наркоманами, имевшими долговременную зависимость от героина. На следующий год полномасштабный наркологический центр под названием «ЗНО SuperHealth» и был открыт в Туссоне. Программа, включающая кундалини-йогу наряду с системой духовного переориентирования «12 шагов» (программой для исцеления наркозависимых людей, широко применяемой в американских группах «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы»), была отмечена в 1978 году как одна из десяти лучших наркологических программ в США, с долей выздоровления 91%.
Мне повезло, что я попал именно сюда. Имея к тому времени многолетний ежедневный опыт занятий йогой, я моментально включился в интенсивную программу незнакомой мне практики кундалини-йоги, немедленно почувствовав не испытанный прежде эффект от этих упражнений. До этой поры ощущения, которые возникали после упражнений йогой, были нежными и умиротворяющими. В противоположность этому кундалини-йога заряжала энергией и приносила чувство восторга. Подобно тому как наркотики вызывают либо седативные, либо стимуляторные ощущения блаженства, так же и практики йоги, которую я знал раньше и узнал сейчас, давали одна — блаженство покоя, другая — блаженство активности. Но, в отличие от наркотиков, йога не разрушала, а, наоборот, совершенствовала систему регуляции настроения. Люди, прежде страдавшие дисфорией во время досуга или же переживающие мучительное нежелание работать, благодаря йоге восстанавливали обе ветви регуляции настроения, обеспечивающие негу в период отдыха, а во время работы — энергию и кураж.
В декабре 1990 года я вернулся из Америки сертифицированным специалистом-наркологом с небольшим опытом кундалини-йоги, а ровно через месяц после моего возвращения в Москву приехал сам Учитель Йоги Бхаджан со своими ближайшими учениками — Диалом Сингхом, врачом-невропатологом, и Муктой Каур, директором центра «ЗНО Super Health». В течение месяца по несколько часов в день я проходил интенсивный курс обучения йоге, а по его завершении получил духовное имя Гуру Дживан Сингх Кхалса ( Несущий учение Гуру) и благословение вести и распространять кундалини-йогу в России. В дальнейшем мне и моим ученикам удалось открыть несколько центров и клубов кундалини-йоги, создать успешную реабилитационную программу в Москве, а затем и в Калифорнии в США, помочь многим людям, страдающим различными хроническими заболеваниями, возникающими из-за неправильного образа жизни, не соответствующего их конституции. Дело в том, что человек, внутренне неудовлетворенный, обладающий дефицитом регуляции настроения, всегда становится рабом своих привычек, часто вредных, приносящих мучения и укорачивающих жизнь, но в данный момент дающих быстрое избавление от страданий. Совершенствование регуляции настроения приносит свободу выбора, поскольку чем лучше мы себя чувствуем, тем более становится для нас привлекательным окружающий мир, тем шире набор вариантов поведения, приятных нам.
Какую пользу кундалини-йога может принести по мере того, как мы будем совершенствоваться в ней?
Существует мнение, что поиск человеком быстрых способов улучшения своего настроения — один из двигателей прогресса. За историю развития человечества было найдено такое количество всевозможных способов улучшения настроения, что для большинства современных людей нормальная, естественная его регуляция становится все более сложной задачей. Современный человек испытывает ту или иную степень депрессии, тревоги или печали. Он прибегает к постоянному использованию различных допингов, которые, в свою очередь, портят естественный ход биохимических процессов, поддерживающих хорошее настроение.
Природа запретила человеку, как и всем остальным представителям животного царства, страдать. Более точно этот Первый закон звучит так: «Чем сильнее страдание, тем короче время, отпущенное на его терпение». Кроме того, существует Второй закон, которому неукоснительно подчиняются все представители животного мира: «Навык поведения, позволяющий интенсивно и быстро переходить из дисфории в эйфорию (от страдания к блаженству), запечатляется на всю оставшуюся жизнь в бессознательной памяти как безусловно и неотвратимо любимый». Эти два закона и создают условия для возникновения патологических пристрастий (алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и т. п.). История борьбы с алкоголизмом и наркоманией насчитывает многочисленные попытки победить эту болезнь, отменив действие Второго закона. Другими словами, стереть из памяти, как сознательной, так и бессознательной, любовь к наркотику. В число этих попыток попадает и аверсивная терапия (методика, сочетающая приятный стимул, который обычно служит возбудителем желания, с неприятным (аверсивным). При многократном повторении между ними возникает ассоциация и у человека вырабатывается отвращение к предмету зависимости ), и кодирование, и даже хирургическое вмешательство — стереотаксические операции по вымораживанию определенных участков мозга. К сожалению, все это терпело неудачу: болезнь на некоторое время отступала, а затем возвращалась.
На мой взгляд и по моему опыту, решающий успех в борьбе с болезнью приходит тогда, когда усилия врача и больного направлены на преодоление первого из перечисленных законов. Другими словами, надо научить пациента тому, как «натренировать» и сделать эффективной работу мозга, отвечающего за регуляцию настроения.
Человеку, обладающему запасом внутреннего счастья, живущему в состоянии постоянной радости, становится возможным выбирать трезвость, постепенно в ней осваиваясь и утверждаясь.
Мне представляется, что в данном руководстве по кундалини-йоге собраны и объяснены простые и безопасные для выполнения упражнения, которые могут быть полезными для обычного читателя и для профессионала в области здравоохранения, для людей, страдающих депрессиями и различными формами зависимостей, а также для всех тех, кто просто хочет улучшить качество своей жизни. Вот что может сделать техника кундалини-йоги, описанная подробно и понятно в лежащей перед вами книге.
Яков Маршак 4 марта 2009 года
Видео с моего первого занятия: Кундалини йога с Яковом Маршаком
Видеолекция: Помощь при химической зависимости в модели Якова Маршака
Занятия проходят по адресам:

Зала «Мечта»
Адрес: Пенза, ул. Суворова 111а
, Пн., Ср. - 18.00
Телефон: 39-15-04
E-mail: allatarhova@mail.ru
ПГПУ имени В.Г.Белинского
Адрес: Пенза, ул.Лермонтова 37, корпус
, Вт., Чт. - 18.00 и Вт., Чт. 19.40
Телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru

Проводится набор в группу в зал uni-dance.ru
Торговый Центр "ВЫСШАЯ ЛИГА"
Адрес: ул. Московская 37, 4 этаж (угол ул. Московской и ул. Кураева)
Телефон: +7(8412) 25-06-80 (ресепшн), 73-3
7-00 в любое время
E-mail: uni-dance@yandex.ru

Ведущие Кундалини йога классов:

Сергей Тарасов (
Sukh Sangat Singh )психотерапевт Единого Реестра профессиональных психотерапевтов Европы (ESP RU №116), член РПА, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии ПГПУ, сертифицированный инструктор кундалини йоги.
Алла Тархова кандидат исторических наук, инструктор кундалини йоги

Необходимые вещи для занятий кундалини йогой:
1. коврик для занятий йогой в зале и на улице (есть в зале профилактория)
2. повязка на глаза (по желанию)
3. одежда для занятий в зале (обычная спортивная или свободная)
4. плед или палантин для релаксации (по желанию)
5. тетрадь и ручки для конспектов (по желанию)
6. маленькую бутылочку воды
7. из еды: фрукты, сухофрукты, чай, мед и т.п. (для живущих далеко от места занятия)

http://kypenza.blogspot.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ОднаКнопка