Бандхи (или мышечные замки)
Энергия, текущая извне в тело и ауру называется праной. Другая энергия, которая течет из тела наружу — апана. Это энергии усвоения, ассимиляции и выделения соответственно. Это позитивная и негативная стороны жизненной силы. Если обе эти энергии, эти качества присутствуют в достаточном количестве и в равной пропорции, возникает новое явление: проявляется состояние нейтральности и покоя, результатом которого служит новый поток жизненной силы. Йоги описывают этот процесс, как открытие потока энергии в центральном позвоночном канале, называемом сушумной, вверх к мозгу. Когда этот поток и циркуляция укореняются в системе, происходит пробуждение энергии Кундалини. Этот потенциал осознанности и духа прежде всего проявляется в значительном увеличении ясности и способности к концентрации. Процесс вносит свой вклад во все области деятельности человека в соответствии с продвижением энергии через различные чакры. Все это приводит человека в сверхсознательное блаженное состояние, в котором становится ясно, что реально, а что нет.
Все усилия, прилагаемые в исполнении йогических поз, дыхательных практик и медитаций, направлены на облегчение и ускорение центрального для йоги процесса трансформации. После серии упражнений или во время особых практик желательно сохранить полученную смесь праны и апаны так, чтобы смешанная энергия могла полностью сформироваться и инициировать открытие каналов, по которым она должна двигаться. Положения рук и глаз, помогающие этому процессу и запечатывающие потоки энергии называются мудрами.
Бандхи — это мышечные замки, прилагаемые к определенным областям тела и препятствующие разделению праны и апаны. Бандхи закрепляют результат усилий, прилагаемых йогином, и позволяют установиться новому равновесию. Эти телесные замки оказывают огромное воздействие на всю систему ума и тела. Это одна из базовых техник, приводящая к накоплению результатов усилий практика.
Существуют три основных замка: джаландхара бандха, уддияна бандха и мула бандха. Когда все три замка прилагаются одновременно, получается маха бандха, великий замок.
Джаландхара бандха.
Одним из основных замков, применяемых в Кундалини йоге, является джаландхара бандха, горловой замок. Этот замок делается путем сжатия задней части шеи и горла. Голова не наклоняется вперед, а сдвигается назад в горизонтальной плоскости (в этом отличие варианта джаландхара бандхи, применяемой в нашей школе от рекомендуемых в Хатха йоге). Шейный отдел позвоночника выпрямляется, позволяя увеличенному потоку пранической энергии свободно проходить к верхним эндокринным центрам мозга. Это очень важно, поскольку при выполнении крии Кундалини йоги вырабатывается большая энергия, создающая психический жар, открывающий пранические каналы (нади). В случае, если каналы заблокированы, могут возникать быстрые перепады кровяного давления, вызывающие головокружение и тошноту. Джаландхара бандха предотвращает эти явления. При выполнении этого замка щитовидная и паращитовидные железы оказываются под давлением, которое заставляет их выполнять свои секреторные функции в оптимальном режиме и активизировать работу гипофиза. Если не делать этот замок, то дыхательные упражнения могут вызывать дискомфортные ощущения давления в глазах, ушах и области сердца. Как правило верхний, горловой замок необходимо применять во время всех медитаций, если нет других указаний.
Уддияна бандха.
Это диафрагмальный замок. Это как втягивание диафрагмы вверх, в грудную клетку, при одновременном подтягивании верхних мышц живота и направлении к позвоночнику. При этом формируется полость, обеспечивающая мягкий массаж сердечной мышцы. Этот замок считается весьма эффективным, поскольку он позволяет пране проходить по центральному нервному каналу позвоночника (сушумне) в область шеи. Он также непосредственно связан со стимуляцией эндокринной оси гипоталамус-гипофиз-надпочечники. Уддияна бандха стимулирует чувство сострадания. Ее практика омолаживает все тело. Позвоночник при выполнении этого замка должен быть прямым. Обычно замок делается на задержке дыхания на выдохе. Его приложение на вдохе, может оказывать нежелательное давление на сердце и глаза. В Лайя йоге ритмичное применение этого замка является важным приемом для достижения высших результатов при пении мантр.
Мула бандха.
Этот нижний, или корневой замок, — технически самый сложный из всех замков. Он координирует и объединяет энергии в области прямой кишки, половых органов и пупка. Мула переводится как "корень, база, источник". Первая часть мула бандхи заключается в сжатии анального сфинктера и втягнвании его внутрь и вверх, как бы пытаясь задержать дефекацию. Далее следует подтянуть половой орган, что позволит сжать мочеиспускательный канал. Наконец, нужно втянуть пупок за счет подтягивания нижней части живота к позвоночнику, с тем чтобы прямая кишка и половые органы приблизились к точке пупка. Этот замок позволяет объединить два основных энергетических потока тела: прану и апану. Прана — позитивная созидательная энергия верхней части тела и сердечного центра. Апана — текущая вниз энергия выделения и очищения. Выполнение этого замка при задержке дыхания на вдохе приводит к тому, что поток апаны обращается вверх, а праны — вниз, к пупочному центру. Смешивание этих энергий в пупочном центре создает психический жар, который может освободить энергию Кундалинн. Этот замок может выполняться при задержке дыхания как на вдохе, так и на выдохе.
Маха бандха, великий замок.
Маха бандха — одновременное выполнение всех трех описанных замков. Когда выполняются сразу все три замка, нервная система и железы внутренней секреции омолаживаются. Этот замок продвигает энергию от основания позвоночника к макушке. Дополнительно, для усиления эффекта, можно упереться языком в верхнее небо, и закатить глаза вверх, стараясь направить взгляд к макушке головы.
Для полного понимания и получения практического опыта действия этих замков существует множество различных упражнений. Лучшие из них включают попеременное выполнение замков одного за другим в определенном ритме с произнесением какой-либо мантры.
Здесь приводится одно из таких упражнений:
Сядьте на пятки, раздвиньте колени приблизительно на 30 см. Руки положите на колени. Сделайте полный вдох и полный выдох. Задержите дыхание и в течение 10 секунд сжимайте мула бандху. Отпустите и выполните уддияна бандху, удерживайте ее 10 секунд, отпустите. Сделайте вдох и сделайте джаландхара бандху. Удерживайте дыхание и замок в течение 20 секунд. Отпустите замок и выдохните. Продолжайте этот цикл в течение 3-11 минут. Через некоторое время тело начинает разогреваться и покрывается потом. Эта практика позволяет совершенствовать выполнение всех трех замков и развивает ощущение движения праны в центральном позвоночном канале.
Другим примером является Сат крия.
Обычно в конце большинства упражнений Кундалини йоги делается вдох, задержка дыхания на вдохе с мула бандхой, затем выдох и задержка дыхания на выдохе с маха бандхой. Это касается всех упражнений, выполняемых в положениях сидя со скрещенными ногами или на коленях и пятках, если в их описании явно не указано что-то другое.
Занятия в Пензе проходят по адресам:
Зала «Мечта»
Адрес: Пенза, ул. Суворова 111а, Пн., Ср. - 18.00
Телефон: 39-15-04
E-mail: allatarhova@mail.ru
ПГПУ имени В.Г.Белинского
Адрес: Пенза, ул.Лермонтова 37, корпус, Вт., Чт. - 18.00 и Вт., Чт. 19.40
Телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru
Проводится набор в группу в зал uni-dance.ru
Торговый Центр "ВЫСШАЯ ЛИГА" Воскресный класс - 10.30 - 12.00
Адрес: ул. Московская 37, 4 этаж (угол ул. Московской и ул. Кураева)
Телефон: +7(8412) 25-06-80 (ресепшн), 73-37-00 в любое время
E-mail: uni-dance@yandex.ru
Необходимые вещи для занятий кундалини йогой:
1. коврик для занятий йогой в зале и на улице (есть в зале профилактория)
2. повязка на глаза (по желанию)
3. одежда для занятий в зале (обычная спортивная или свободная)
4. плед или палантин для релаксации (по желанию)
5. тетрадь и ручки для конспектов (по желанию)
6. маленькую бутылочку воды
7. из еды: фрукты, сухофрукты, чай, мед и т.п. (для живущих далеко от места занятия)
http://www.blogger.com/
Сергей Тарасов ( Sukh Sangat Singh )психотерапевт Единого Реестра профессиональных психотерапевтов Европы (ESP RU №116), член РПА, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии ПГПУ, сертифицированный инструктор кундалини йоги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий