Многообразие Йоги
Из лекций Йоги Бхаджана
Что это – Кундалини? Это сила творческого начала человека.
—Йоги Бхаджан.
Что такое йога?
Это техники, назначение которых заключается в том, чтобы жить здоровой, счастливой и духовно
осознанной жизнью. Они существовали многие столетия у многих цивилизаций. Йога, как
считается на сегодняшний день, стала наукой о человеке с систематическим набором данных и
методами их использования более 40 000 лет назад. В те времена она преподавалась открыто и
была частью образа жизни. Йогические системы не имели отношения к мистике, основываясь на
эмпирических наблюдениях за энергией и влиянием этих энергий в различных типах деятельности
и мышления, а также на баланс их в человеке.
Все школы йоги фокусируются на стимуляции и регуляции той человеческой энергии, которая
являет собой самую сущность сознания. Эта энергия называется кундалини. Как повелось с
самого начала, каждый, кто начинал заниматься йогой, работал над всеми различными аспектами
своего «я». Тренировал физическое тело, дисциплинировал ментальное, анализировал и
интеллектуально оценивал окружающий мир, и т. д. Йога была всеобъемлющей, целостной
наукой, которая охватывала все уровни жизни. С прошествием времени йогические техники
уточнялись и разветвлялись. В соответствии с целями и задачами человека в них выделялись
различные доминирующие аспекты и компоненты. Одни делали упор на физических упражнениях,
исключая мантры, другие использовали мантры и медитации, но оставляли в стороне контроль над
дыханием. Со временем единая йога разделилась на 22 течения, или школы. Из этих 22 школ на
сегодняшний день получили широкое распространение около десятка школ.
Tри-Марга
В Бхагават-Гите карма-йога, бхакти-йога и гиян-йога называются «Три-Марга», что значит –
Тройной путь.
Kарма-йога – свобода действия
Kарма-йога – это йога действия, которое состоит в служении свободной воле души. В этом
служении всякое действие становится дхармой, радостным долгом. Оно бескорыстно, за ним
не стоит мыслей о награде. Философия карма-йоги сформулирована в Бхагават-Гите, там, где
Кришна объясняет Арджуне, что его долг состоит в том, чтобы без раздумий и страха выполнить
свое предназначение. Арджуне нужно было исполнить свой долг бескорыстно, не привязываясь
к результатам. Путь карма-йоги предусматривает изменения не во внешнем, поверхностном, а
во внутреннем – в отношениях и чувствах, трансформируя действие через мотивацию. Действие
преобразуется посредством действия.
Бхакти-йога – преобразование «я» через любовь
Бхакти-йога – это путь любви, преданности и полного смирения в любви к Божественному как к
возлюбленному. Цель бхакти-йога, как говорит Йоги Бхаджан, такова: «Будь предан. Восславь
Господа. Забудь про все остальное. Тогда когда-нибудь Господь благословит тебя, и твоя
кундалини проснется, и ты получишь просветление». В большинстве религий путь веры – это путь
бхакти-йоги. Примером бхакти-йоги может служить движение «Хари Кришна».
Гиян-йога (джняна-йога) – зрение мудрости
«Гиян» означает «знание», или, точнее, «познание себя изнутри». Гиян-йога, так же известная под
названием джняна-йога – это путь воспитания интеллекта, постижения знания через очищение от
подсознания, заслоняющего знание. Путь реализации Божественного через интеллект и интуицию,
когда человек видит во всем Бога. Это движение в двух направлениях: Бог и я, я и Бог, мы одно; в
каждом яснее виден другой. В гиян-йоге человек рассматривает все, разбирает на части, видит, что
нет другой причины вещей, кроме Бога, и концентрируется на этом.
Хатха-йога – воспитание тела
Хатха-йога – наиболее широко известная и распространенная на Западе школа йоги. Основное
внимание в ней сосредоточено на совершенствовании физического тела, с тем чтобы через него
влиять на ум и сознание. В ней существует 84 позы (асаны), 24 мудры (энергетические печати)
, 3 маха-мудры, и упражнения для контроля над дыханием. Йоги Бхаджан определяет хатха-
йогу как «науку объединения энергий луны и солнца для пробуждения Кундалини». Хатха-йога,
делая акцент на гибкости и терпении, требует многолетней практики под руководством сведущих
учителей.
Раджа-йога – овладение духовной властью
Раджа-йога, или Царский Путь, представляет собой медитативную школу йоги. Она строится
на философии Аштанги-йоги, изложенной Патанджали. Раджа-йога изучает физические
центры, а также волю и ум как проводников духовной энергии. Йоги Бхаджан описывает ее
так: «Фокусируешь энергию ума на каждом из центров сознания и шаг за шагом поднимаешь
сознание к наивысшей точке, куда может подняться кундалини, – к лотосу с тысячей лепестков».
Традиционно этот путь требует сосредоточенной, аскетичной жизни и многолетнего труда.
Мантра-йога (преобразование через звук) и лайя-йога (слияние конечного с Бесконечным)
Мантра-йога использует звук как инструмент преобразования. Лайя-йога стремится к слиянию
конечного сознания с сознанием Бесконечного. В лайя-йоге и в мантра-йоге расширение ума
происходит благодаря ритму, дыханию, звуку и мантре. Это один из наиболее действенных и
прямых способов подняться над двойственностью сознания эго – через целенаправленность ума,
дыхание и звук, сила которого умножается, если мантры поются в группе.
Тантра-йога
«Тантра» означает «ткать, прясть». Та грань сознания, которую можно описать в понятиях долготы
и широты. Тантрическая йога объединяет в сознании индивида полярность мужского/женского.
Через практику Тантра-йоги снимаются подсознательные и сознательные ментальные блоки. В
ней используется Z-энергия, которая течет зигзагообразно от человека к человеку. Йоги Бхаджан
говорит: «Тантра – это нить, спряденная на Космическом веретене. Тот, кто узнал Z-энергию, тот
знает Волю Бога».
Существует три Тантра-йоги: красная, черная и белая. Красная Тантра-йога использует
физические и сексуальные практики. Черная Тантра-йога использует ментальную силу – либо
для контроля над другими людьми, либо, в ее более высокой форме, для контроля над пятью
элементами. Ни то, ни другое, ни третье не входят в Белую Тантра-йогу.
Белую Тантра-йогу можно практиковать исключительно под руководством Махан-Тантрика в
группах, составленных из пар участников. В ней используется контролируемая индивидульная
энергия и энергия группы, возникающая благодаря определенным позам, мантрам, концентрации, а
также совместной работе участников под защитной аурой Махан-Тантрика.
Белая Тантра-йога – это обращение к целомудрие и очищение подсознания через синхронизацию
полярности индивидов с Бесконечным.
«В Белой Тантра-йоге энергия создается главным образом для того, чтобы очистить физическое
и ментальное тело. Тогда душа, которая изначально чиста, начинает снова соотноситься с
сущностью бытия».
Йоги Бхаджан о Кундалини йоге и хатха-йоге:
«Я мог бы, как все, стать учителем хатха-йоги. Я хороший хатха. В Индии, когда кто-то из йогов,
практикующих хатха, заболевал, я их лечил. Я хорошо знаю лечебные практики йоги – позы,
определенные мудры, крии и лечебное питание. Я решил учить не только хатхе. Я начал учить
Кундалини йоге, а все говорили: «Это будет трудно, ее не поймут. Настоящая осознанность на
Западе не нужна. Лучше начни с хатха-йоги». Мне нужно было решать: «Хочу ли я это делать для
себя и выбрать легкий путь, или же я хочу передать людям изначальное знание?». Я подумал, что
западные люди как раз нуждаются в системе, которая за короткое время дала бы им позитивную
реализацию и осознанность. Такая система должна была быть достаточно четкой и практически
понятной, чтобы ею мог овладеть любой человек.
Все школы традиционной хатха-йоги подразумевали, что ученик должен ограничить контакты
с нормальной жизнью или же вовсе с ней распрощаться. Так что я не знаю системы лучше, чем
Кундалини йога. Раджа-йога, конечно, великая вещь, но она требует от ученика подготовленного
ума. Прелесть Кундалини йоги состоит в том, что можно сесть, войти в ритм пранаямы
(контроль над дыханием), включить созидающий наад (внутренний звук), и ум ваш сам станет
сфокусированным и сбалансированным. Всего за одну только крию можно обрести полное
физическое, умственное и духовное равновесие. Она работает так быстро и эффективно благодаря
своей завершенности, сбалансированности и энергии.
Поскольку любой метод, который помогает достичь Вселенского Сознания, хоть молитва,
хоть танец, сводится к тому, что в вас пробуждается Кундалини, то почему не заняться прямо
Кундалини йогой? Какова цель хатха-йоги? Ее цель пробудить осознанность. Там есть набор
техник, благодаря которым прана и апана, энергия луны и энергия солнца, смешиваются с тем,
чтобы заставить сознание подняться по центральному позвоночному каналу. Иначе говоря,
ее главная цель – поднять Кундалини. Проблема в том, что на то, чтобы ее поднять таким
образом, уходить года по 22 даже у самых лучших учеников. Это долгий путь. Отличается она от
Кундалини йоги только темпами и временем. Цель у этих двух школ одинакова, только Кундалини
йога – это практика прямая и быстрая, идеально подходящая для современного человека.
Обучение хатхе-йоге и Кундалини йоге разное. Во-первых, Кундилини йоге учить труднее.
Учитель, в котором нет лучащейся энергии, обучать ей не может. Это первое правило. Для того,
чтобы учить Кундалини йоге, нужно подняться на определенный уровень сознания и подтягивать
учеников до этого уровня. Если же в вас нет искры осознанности, если вы сами не поднялись туда,
где есть постоянная связь с Золотой Цепью, тогда вы учите в темноте. Вот в чем дело. Вы можете
прийти ко мне, и я вам выдам полный набор красивых и действенных упражнений. И вы будете
довольны. Но, когда я начну говорить про жизнь, про человечность, про единое сосуществование и
сознание, в моих словах должна быть сила. Мое реальное «я», мое действующее сознание должны
быть готовы вести и направлять. Если этого нет, то мне нечем подтянуть вас на новый уровень.
Кундалини йога работает с переживаниями и осознанием. Это передача сознания от человека к
человеку. Это Раджа-йога, которая пробуждает вас изнутри. В этом главное различие между хатха-
йогой и Кундалини йогой».
Что такое Раджа-йога и как она связана с Кундалини йогой?
КУНДАЛИНИ ЙОГА – ЭТО РАДЖА-ЙОГА. Чтобы понять, что это означает, обратимся
к значениям слов. Одно из значений слова «йога» в санскрите – «союз, сопряжение». Йога
подразумевает установление связей между двумя или более вещами, которые она объединяет.
В первую очередь это связь между индивидуальной душой и Бытием, или Богом. Связь
между видимым и невидимым, между вездесущей игрой Пракрити (проявленной вселенной) и
Пурушей (семенем потенциальных возможностей в каждой точке Космоса). Пути к сближению
и союзу представляют собой сущность всех йогических практик. Патанджадли называет
их «конечностями» переживания единения.
Йоги Бхаджан предложил последовательное объяснение того, каким образом эти пути переплетены
в основе ткани йогической практики. Сначала идет бхакти-йога. Это есть путь самоотдачи,
смирения и преданности. Она идет первой, так как обуздывает Негативный Ум. Негативный
Ум нужен нам для того, чтобы отвергать наше эго и старые стереотипы и принимать команды
сознания более высокого уровня. Основное правило в этой части пути: «Повинуюсь». Без него
лишь немногие способны прийти к пробуждению и к истинной трансформации.
Второй следует шакти-йога. Тут важно воспитание дисциплины, навыков и силы. Цель шакти-йоги
осознать «себя как эго, себя как Вселенную, себя как Бога». Основное правило: «Я повелеваю».
Душа и личность в ней едины. Если в практикующем есть смирение и сбалансированность, то
тогда это: «Я повелеваю собой и своими импульсами спонтанной поддержки души». Вот почему
говорят, что через Бхакти лежит путь к Шакти – через самоотдачу к силе. В подтексте этой
метафоры имеется в виду, что если ты любишь Бога, то Бог защищает и направляет тебя. Ты
знаешь все, что нужно, чтобы понять, в чем твое предназначение, оценить расстояние и двинуться
вперед к цели. Шакти-йога подразумевает использование и совершенствование Позитивного Ума.
Учителя Кундалини йоги в большинстве своем знают эту часть пути, когда приходится приводить
в равновесие смирение и профессионализм учителя – они умеют поставить йогу на службу себе,
служа йоге.
Третья часть пути – Раджа-йога. Йоги Бхаджан говорит о ней: «Это царственный путь владения и
повелевания ценностями и добродетелями йоги. Это трон, на котором восседает Гуру Рам Дас».
Это полное развитие Личности и Бытия, когда начинаешь говорить, как мудрец, а ходить, как
царь. Когда действует само твое присутствие. Как само присутствие царя побуждает остальных
действовать по его приказаниям, так и тут – становишься спокоен и наблюдаешь за Волей
Бога и за созидательным ритмом Вселенной. Правило Раджа-йоги: «Я есть, я ЕСТЬ». Она есть
трон Нейтрального Ума. Придворные ловят любое желание царя и бросаются немедленно
его выполнять, часто не дожидаясь, когда оно будет высказано вслух. Тут вы не разделены со
Вселенной. Тут есть мгновенный и чуткий отклик на ваши желания. Задача в том, чтобы отпустить
их и впустить в себя Бога, чтобы довериться процессу их выполнения и помогать этому процессу,
так как он есть путь Воли Божьей.
В большинстве случаев эго стремится к контролю, и у него свои планы и ожидания по поводу того,
как и что должно происходить. Но в более широких планах потока жизни – карта пуркх – пути
действия лежат вне сферы сознания и прокладываются за рамками эго. Принять все это полностью
и не разрушить синхронности с той, бОльшей, Волей– это есть дар, сила и способность, какие
дает Раджа-йога. Линия Раджа-йоги идет от Кришны, через царя Джанака, через Дом Нанака и
Гуру Рам Даса, к которому перешел трон Раджа-йоги. Это благодаря их благословению мы теперь
можем поделиться этой некогда тайной священной наукой со всеми, кто живет в Эпоху Водолея.
Для того, кто практикует Кундалини йогу и Раджа-йогу, все это чудо и дар Создателя. Говоря
словами Йоги Бхаджана: «Само присутствие Раджа-йогина творит чудо. Другим приходится
действовать и выполнять все, что положено. А это путь царей. Рабы не ходят этим путем. Просто
ощутите, что ваше присутствие действует; следовательно, вам не нужно действовать. Никогда не
пытайтесь мешать Воле Божьей. Никогда не пытайтесь контролировать других людей. Служи,
стремись вверх и присутствуй».
Но если уже овладел Раджа-йогой, то что дальше? Дальше сахаджа-йога – пары
противоположностей не властны над йогом. На этом участке пути нет различия между
подчинением и властью. Это та стадия синхронности души и ума, когда все происходящее служит
личному тождеству и божественности, установленным в практиках Раджа-йоги. Это цветение
цветка, как говорит «Сири Гуру Грантх Сахиб».
Дальше следует гиян-йога. Она несет в себе способность видеть вещи ясно, не через туман
подсознательного; это знание, которое приходит только тогда, когда подчинены все три Ума –
Негативный, Позитивный и Нейтральный, – и умение синхронизировать свое «я» с Бесконечным.
И наконец идет карма-йога: действие в служении свободной воле души. Каждое действие в ней
совершается как дхарма без реакции на него кармы.
Чтобы жить и развиваться по Раджа-йоге, йогину нужны само-достоинство, само-доверие и само-
дисциплина. Нужно принять в дар от Бесконечного свою душу. Нужно действовать сообразно
чувству и служению душе всех живых существ. Принять всю полноту созидающего ритма
Создателя без страха или упреков. Растворить в Нем свое «я», подобно свече, которая становится
светом. Жить в высоких планах и совершенствовать сознание.
Двадцать две школы йоги
Aнабхава-йога. Практика небытия; относится к высшим йогическим практикам погружения «я» в
высшее «Я» без поддержки в реальности.
Aштанга-йога. Практика восьми частей, описанная Патанджали.
Бхакти-йога. Практика любви и преданности. Смирение эго через любовь.
Гиян-йога (Джняна-йога). Практика различения смыслов, мудрости, отличения реального от
нереального, интуитивного от импульсивного и разумного от надуманного интеллектуального.
Гуру-йога. Слияние с учителем через концентрацию, смирение и признание добродетелей. Часто в
медитации для конкретизации образа учителя используется тратак (образ, изображение).
Джаппа-йога. Практика чтения мантр.
Дхьяна-йога. Практика медитации. В нее входят симран, вовлеченность ума и концентрация.
Карма-йога. Практика самопреодоления. Одна из первых систем йоги, описанная в Бхагават-Гите.
Крийя-йога. Практика совершения и завершения действия внутри себя. В Йога-Сутрах
Патанджали она описана как сочетание практики очистительного действия (тапас), глубокого
изучения (свадхьяна) и сознательного почитания Всевышнего во всем (ишвара-пранидхана).
Кундалини йога. Объединяет в себе практики воспитания силы, которая есть в осознанности
и которая в потенциальном виде присутствует в каждом человеке. Это Раджа-йога. Когда-то ее
называли учением о змеиной силе (Кундалини шакти), которая лежит в основе тантрической
традиции, включая хатха-йогу. В восточной символике змея олицетворяет энергию, сущность,
осознанность, обновление, а также игру духа.
Лайя-йога. Практика слияния конечного с Бесконечным. Овладение звуком, мантрой, ритмом и
совершенствование восприимчивости к их тонкой структуре. Часто практикуется в группе.
Мантра-йога. Практика использования звука как средства защиты и проецирования ума,
известная со времени Вед.
Нада-йога. Практика овладения внутренним звуком, первичной вибрацией.
Раджа-йога. Царская йога, Маха-йога. Йога-Шикха-Упанишада упоминает о ней как о сочетании
мантра-йоги, лайя-йоги, хатха-йоги и Раджа-йоги. Ко всему этому добавьте еще то звено
осознанности, какое дается в Прикосновении Мастера или Шабд-Гуру.
Самкхья-йога. Практика внутреннего видения природы вещей. Философия освобождения,
описанная в Махабхарате.
Сахаджа-йога. Практика состояния легкости, потока и красоты, в которых все полярности видятся
как формы служения Единому. Считается частью Раджа-йоги. Практика одновременно силы и
смирение.
Сиддха-йога. Практика воспитания силы и чудесных способностей (сиддхи).
Тантра-йога. Психологические техники Тантры, направленные на прояснение подсознания и
очищение души. Мы используем техники Белой Тантры.
Тратак-йога. Практика созерцания священного предмета или изображения учителя.
Хатха-йога. Практика овладения полярностями.
Шакти-йога. Йогические техники развития физической и силы, и действия. Основываются на
практиках и действиях, которые дают почувствовать свои возможности и способности. Подходы
Шакти и Бхакти дополняют друг друга.
Янтра-йога. Практика концентрации ума на геометрических символах Космоса (янтрах) либо на
энергетических точках, таких как чакры.
Многогранность Кундалини йоги
«Джапа» означает непрерывное, спокойное, медитативное чтение мантры. Джапа-йога – часть
Кундалини йоги, так же, как и бхакти-йога, шакти-йога, лайя-йога, Раджа-йога и хатха-йога.
«Лайя» – единение со звуком мантры. «Мантра» – сочетание звуков, в которых заключены сила
и действие. «Джапа» – техники, «шакти» – сила, «бхакти» – преданность. «Раджа» – царственная
философия, которая несет в себе вам красоту. «Хатха» – соединение «ха» и «тха», овладение
полярностями. Все они вместе – семь частей Кундалини йоги. Если не знать лайя-йоги, не
овладеешь мантрой. Если не знать джапу, не научишься повторять мантру. Без бхакти для мантры
не найдется времени. Без шакти не будет на нее сил».
Йоги Бхаджан. 8/17/76
Кундалини йога и йога Белой Тантры
Эти практики помогут вам найти свое истинное Я. Красота жизни состоит в том, чтобы ощущать
себя во всей полноте и гармонии. Если чего-то не хватает, человек становится жертвой своих
страхов. В каждой ступени роста, успеха или достижений есть своя радость, которая происходит
от их уникальности и новизны. Есть и другая радость, непреходящая, возникающая от того, что
все время, каждое мгновение обновляешься сам. Это и есть полная жизнь. Это энергия Кундалини
йоги и йоги Белой Тантры. Когда эта энергия просыпается, то становишься как рычаг. Тогда
ты начинаешь резать по диагонали. В астрологии квадрат символизирует противоположности.
Когда просыпается энергия кундалини, квадрат разрезан по диагонали на два треугольника.
Считается, что треугольник помогает и приносит дает удачу. Вся жизнь есть искусство создания
диагональную энергию, никогда не останавливаться и не позволять другим останавливать нас.
Занятия проходят по адресам:
Зала «Мечта»
Адрес: Пенза, ул. Суворова 111а, Пн., Ср. - 18.00
Телефон: 39-15-04
E-mail: allatarhova@mail.ru
ПГПУ имени В.Г.Белинского
Адрес: Пенза, ул.Лермонтова 37, корпус, Вт., Чт. - 18.00
Телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru
Проводится набор в группу в зал uni-dance.ru
Торговый Центр "ВЫСШАЯ ЛИГА" Воскресный класс - 10.30 - 12.00
Адрес: ул. Московская 37, 4 этаж (угол ул. Московской и ул. Кураева)
Телефон: +7(8412) 25-06-80 (ресепшн), 73-37-00 в любое время
E-mail: uni-dance@yandex.ru
Необходимые вещи для занятий кундалини йогой:
1. коврик для занятий йогой в зале и на улице (есть в зале)
2. повязка на глаза (по желанию)
3. одежда для занятий в зале (обычная спортивная или свободная)
4. плед или палантин для укрывания при релаксации (по желанию)
5. тетрадь и ручки для конспектов (по желанию)
6. маленькую бутылочку воды
7. из еды: фрукты, сухофрукты, чай, мед и т.п. (для живущих далеко от места занятия)
http://kypenza.blogspot.com/2011/02/blog-post.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий