суббота, 2 июля 2011 г.

Йога в СССР | Yoga Journal

Йога в СССР | Yoga Journal

Йога в СССР

Сегодня принято говорить, что всплеск интереса к восточным практикам случился в нашей стране всего несколько лет назад, и мало кто вспоминает о том, что История развития йоги в России началась еще до Революции.

Еще в царской России йога была достаточно популярна. Отсюда следует искать и корни ее проникновения в Россию советскую. С конца XIX века и вплоть до начала 20-х годов XX века, когда и была создана государственная формация СССР, индийской философией и йогой интересовалась творческая и мыслящая интеллигенция. В частности, известно, что театральный режиссер Константин Сергеевич Станиславский использовал в своей «системе Станиславского» некоторые йогические упражнения и приемы буддийских психотехник, направленных на развитие внимания и концентрации. Система Станиславского добивалась от актера «публичного одиночества» на сцене, что по сути является дхьяной – полным сосредоточением (в случае с системой Станиславского, сосредоточением актера на объекте своей актерской игры). Еще одним театральным педагогом, актером и режиссером, который всю жизнь занимался йогой и во многих вопросах техники актерской игры следовал Станиславскому, был Михаил Чехов (1891–1955).

В самом начале XX века в Санкт-Петербурге издавались труды американского писателя Вильяма Аткинсона, который писал под псевдонимом Йог Рамачарака. В период с 1909 по 1914 годы в России вышли его основные книги: «Хатха-йога», «Жнани-йога», «Основы миросозерцания индийских йогов», «Учение йогов о психическом мире человека». Следуя указаниям, описанным Рамачаракой, Чехов рекомендовал слушателям своих студий следующие упражнения: «Проделайте внутренне (психологически) все действия, составляющие процесс внимания: держите предмет, притягивайте его к себе, устремляйтесь к нему, проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним». Помимо трудов Аткинсона в те годы вышло довольно много литературы по йоге. Были изданы «Раджа йога» Свами Вивеканады, «Йога-Сутры» Патанджали, которые были переведены, как «Афоризмы Патанджали», и переиздана «Бхагавад-Гита». Интересно, что «Бхагавад-Гита» впервые появилась еще при Иоанне Грозном (1530–1584). Рукопись была прислана царю в подарок Великим Моголом. Первый ее перевод на русский язык (с английского и санскрита) вышел по высочайшему указу Екатерины II и по благословению Священного Синода («книга эта – душеполезная») в 1788 г. в типографии Николая Новикова. Сейчас рукопись первой «Бхагавад-Гиты» хранится в Москве в архиве Министерства иностранных дел.

Тем не менее, следует отметить, что представления о йоге в начале XX века все-таки были достаточно умозрительными. Практика отдельных упражнений, дыхательных техник и медитаций, которая, как мы уже убедились на примере Станиславского и Чехова, носила прикладной характер и служила Мельпомене, вряд ли могла привести к конечной цели йоги – самадхи. Сведения же о йогах начала XX века, в практике которых присутствовали 8 ступеней йоги, составляющие основу философской йогической системы, до нас не дошли. Да и откуда им взяться, если в России не было учителей йоги, которые могли бы дать полные знания и рассказать о том, куда двигаться в своей практике? Основным учителем была книга. А по индийской традиции преемственности знаний «парампара», йогом можно считать лишь того, кто практикует под руководством Гуру. И Гуру этот должен быть признан другими Гуру. И так из поколения в поколение.

«Продавец праны» и «дарители огня»

Вместе с тем в 1915 году в неспокойной, предреволюционной России появляется человек несгибаемой воли, мистик и гипнотизер, который в изучении восточных знаний опирается не только на опыт, почерпнутый из чтения книг, но и на знания, полученные, как он сам любил говорить, «у самых разных учителей Азии и Востока». Этим человеком был Георгий Иванович Гурджиев – один из самых противоречивых философов XX века, обладающий таинственным даром влиять на людей. Благодаря своим знаниям и умению выигрывать в любых, даже самых сложных играх ума, Гурджиев быстро зарабатывает авторитет среди творческой интеллигенции. В те годы он только начинает работать над своим «Учением 4-го пути», которое, по его собственному утверждению, «содержит элементы учения йогов, суфиев, тибетского буддизма и слабо изученных шаманских техник из самых разных традиций, включая монгольские». По сути мистик предлагает «новый концентрированный метод самовоспоминания, ведущий к пробуждению ото сна», в котором, по его мнению, пребывает человеческое «я».

Избегая концептуальной кристаллизации своего учения, Гурджиев изобретает различные способы, чтобы увести человека от поверхностного механического схватывания своих идей и направить его к их глубокому постижению. Это постижение было связано с изменением системы ценностей и ориентиров человека и должно было вести к обновлению жизни, которое и было главным смыслом и целью усилий Гурджиева. Однако революция, а затем и гражданская война прерывают его планы, и он уезжает на Кавказ, а оттуда в Европу. В 1922 году Гурджиев открывает Институт Гармонического развития человека в замке Приоре, близ Фонтенбло во Франции. Следует отметить, что отношение к фигуре Гурджиева у современных исследователей его жизни и деятельности двояко. Есть мнение, что он был причастен к большим политическим играм и приложил руку к созданию как фашизма, так и сталинизма. Об этом пишет французский журналист, биограф Гурджиева, Луи Повель в книге «Мсье Гурджиев».

В те же 20-е годы в Париже другие выходцы из России – Николай и Елена Рерих занимаются систематизацией знаний по Агни-йоге – новому религиозно-философскому учению «Живая этика», претендующему на синтез всех религий и видов йоги и указывающему на единую духовно-энергетическую основу мироздания, так называемый «пространственный огонь». По утверждению Елены Рерих, книги по Агни-йоге были написаны в результате так называемых «ясновидящих бесед» с Махатмой Мориа («махатмами» в теософской традиции назывались учителя «великой мудрости» – с ними общались непосредственно, а затем беседы происходили на других ментальных уровнях: во сне или посредством видений). Это сотрудничество продолжалось с 1920-го по 1940 годы. Подобная технология «передачи знаний» была не нова. Известно, что ученицей Махатмы Мориа была в конце XIX века также и Елена Блаватская, написавшая с его слов труды «Тайная доктрина» и «Разоблаченная Изида». Однако само существование «махатм» подвергалось сомнению со стороны здравомыслящей европейской общественности из-за нехватки фактического и документального материала.

Идеи Рерихов, а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей «Живой этики», повлияли на развитие течения нью-эйдж в современной России. Есть что-то общее в тех знаниях, которые предлагались искателям духовных истин начала XX века, – некая экзальтация, истовость, недосказанность, усложненность, с одной стороны громоздкость, а с другой – намеренный уход от четкого выражения формы учений. В то время была разрушена старая реальность и формировалась новая, и, наверное поэтому именно такого рода идеи находили отклик в смятенных душах людей.

Никем непобедимые

Сведения о практиках йоги, дошедшие из темноты «карательных» сталинских времен, весьма скудные. Но все же известно, что йогой тогда занимался определенный срез сильных духом людей. Эти люди практиковали в основном в лагерях, и практика помогала им выжить в нечеловеческих условиях. В частности, известно, что философ и писатель Дмитриий Панин, описанный в романе Александра Солженицына «В круге первом» под именем Дмитрия Сологдина, занимался йогой с особенным упорством. «В сталинские времена он выдержал семнадцать лет лагерей и выжил, когда смерть косила несчастных зэков тысячами», – пишет о Панине его приятель Юрий Глазков в книге «В краю отцов». Уже в 70-е годы XX века с Дмитрием Паниным посчастливилось познакомиться актрисе Ларисе Данилиной (будущему директору Студии Йоги Айенгара на Старом Арбате). Вот что она рассказывает об этой встрече: «Мой муж Евгений Львович Шифферс (режиссер, философ, один из основателей философии буддохристианства. – Прим. ред.) попросил меня отнести Панину какую-то книгу. И поскольку я была женой Шифферса, тот даже впустил меня в квартиру, хотя женщины туда не допускались. Это был уникальный человек. Такой красавец, с сияющими глазами и гладкой кожей. Комната у него была абсолютно пустая. Из мебели – только зеркало на стене. И голый пол. На чем он спал? Непонятно. Наверное, на этом голом полу. И в этой же квартире Панин ежедневно занимался йогой. Он меня угостил чаем. Из масел Панин употреблял только гхи – он сам его делал. Потом он вступил в фиктивный брак и уехал в Италию. Удивительный был человек. Нырял в прорубь. И в 60 лет выглядел на 40».

Одна из главных красавиц советского экрана сталинского периода, женщина, которой признавался в любви сам Лаврентий Берия, актриса Татьяна Окуневская тоже отсидела в ГУЛАГе 6 лет. Еще при жизни она рассказывала журналистам, что выжила благодаря «свежей морковке и йоге». Окуневскую вместе с сокамерницами отправляли на уборку урожая, и там она, «спасла свои зубы тем, что грызла морковку, обтирая грязь об ватник». Ежедневно Окуневская практиковала йогу и эту привычку регулярной практики сохранила на всю оставшуюся жизнь. Вплоть до самого преклонного возраста она, по собственному признанию, ежедневно стояла на голове.

Говоря об этом непростом времени, невозможно не упомянуть о вкладе в популяризацию философии йоги в России Бориса Леонидовича Смирнова – врача-хирурга, академика, сосланного по политическим мотивам в сталинское время в Ашхабад. Увлекшись йогой, Смирнов самостоятельно изучил санскрит и в 1939 году начал перевод на русский язык великого индийского эпоса «Махабхарата» и перевел в итоге 8 томов. «Бхагавадгита» в его переводе и с комментарием вышла в 1956 году. «Книга о Бхишме» с материалами по философии санкхья и йоге увидела свет уже в 1963 году. (Материал об академике Смирнове взят из книги В. Бойко «Йога в России»).

По оценкам современников, внимание тех, кто практиковал в сталинские годы, по-настоящему было направлено внутрь. «Они не искали лишних знаний и образов, – подчеркивает Лариса Данилина, – они углубляли ту информацию, которая у них была – несколько асан и дыхательных техник, не ища эфемерных ответов во внешнем мире. Такие люди показывают своим примером, что йога – это работа наедине с собой, никто больше не нужен, ты один в потоке практики, которая может случиться где угодно, хоть в лагере. И в каком-то смысле все те, кто находил в себе силы бороться внутри себя с внешними обстоятельствами в те времена, были такими же йогинами, просто они не знали, что так могут себя называть».

Романтики, физики и лирики

Если в период сталинизма йога была способом выживания, то в период «хрущевской оттепели» и начала брежневских времен она стала для людей неким занятием, отмеченным ореолом романтики. В 1963 году вышел роман «Лезвие бритвы» советского писателя-фантаста Ивана Ефремова, который очень популярно, красочно и доступным языком изложил читающим советским гражданам основные постулаты философии йоги. Герои Ефремова – идейные романтики с античными телами, мечтали о гармонизации советского общества и одним из инструментов, который мог бы помочь в этом социуме изжить «рудименты первобытного человека», воспитывая физически здоровых и психологически устойчивых людей, была йога. Ефремов писал: «…йога, или психофизиологическое совершенствование, представляется мне крепким свинчиванием сознательного с подсознательным в психике человека, железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела, могучим зарядом энергии, делающим человека способным к высоким взлетам, тяжелой борьбе, необоримой стойкости. Но для чего это все, как не для отдачи людям, помощи им, борьбы за увеличение красоты и счастья на земле?»

Как раз эта книга подтолкнула многих людей в основном из среды «физиков и лириков» к поиску информации о йоге. Именно в 60-е годы появились первые самиздатовские книги по йоге, которые в основном привозили из-за границы «выездные» – дипломаты и ученые, ездившие в командировки. А в журнале «Сельская молодежь» начали выходить статьи о терапевтическом эффекте йоги – их публиковал индолог, специалист по хинди, первый (и, похоже, последний) сертифицированный преподаватель йоги в СССР Анатолий Николаевич Зубков. В период «оттепели» Зубков был направлен в долгосрочную командировку в Индию. Там он познакомился с Гуруджи Шри Рам Кумар Шармой (учеником Свами Шивананды), под руководством которого и начал практиковать упражнения йоги. По окончании обучения Шри Рам Кумар выписал Зубкову сертификат, дающий право преподавать йогу и лечить с помощью йоги. Вернувшись на родину, Зубков стал настоящим миссионером и проделал огромную работу по популяризации йоги в СССР. Пропаганда йоги, которой он занимался отнюдь не для заработков, в то время требовала большого мужества. Его даже вызывали на Петровку, 38. Но все обошлось, и в 70-е годы Зубков написал сценарий первого советского документального фильма о йоге. Лента называлась "Индийские йоги. Кто они?".

После ее выхода на экраны в СССР началась, как отмечает директор Центра йоги Айенгара Елена Ульмасбаева, «мода на йогу». «Уже в те годы было очень много самиздата. Это были фотокопии западных книг по йоге или описания поз, отпечатанные под копирку, – рассказывает Елена. – И только много лет спустя, когда уже в 90-е годы появились хорошо изданные книги по йоге, люди смогли идентифицировать эту литературу. Чаще всего это были распечатки книг Индры Дэви или какие-то фрагменты «Йога-Дипики» Б.К.С. Айенгара». Интерес к йоге в 70-е годы существовал и со стороны правительства, которое пригласило в СССР Дхирендру Брахмачарьи (метод Сукшма Вьяямы). Рассказывает Директор Аштанга Йога Центра Михаил Константинов: «Целью приглашения Дхирендры Брахмачарьи было внедрение техник йоги в подготовку космонавтов. Все было очень секретно и ничего не разглашалось. Я узнал об этом постфактум – у меня знакомые работали в Звездном городке. Насколько мне известно, был снят фильм об общении Гуру с космонавтами – как он показывал им различные упражнения. Но никакого доступа к этим пленкам нет, я долго пытался их найти по своим каналам».

Неизвестные солдаты

Нераскрытая страница в истории йоги в нашей стране – это люди, которые практиковали йогу, не афишируя свою практику. Неизвестные йоги. И только сейчас, спустя 40 лет, нам становится кое-что известно благодаря тому, что некоторые из этих неизвестных йогов все-таки «выплывают на поверхность реальности». В частности, обнародована книга воспоминаний «Один в океане» ученого-океанолога Славы Курилова, который упорно практиковал йогу в 60-е по самиздату. Рассказывает Михаил Константинов: «Курилов очень интересный персонаж. Судя по тому, что этот человек о себе пишет, он добрался до высоких состояний самадхи, но нигде это не афишировал. Такие люди, как он, в те годы занимались в полном одиночестве, в закрытом помещении – упорно каждый день, год за годом. У Курилова не было учителя – он был учителем себе сам. В 1973 году Курилова перестали пускать в зарубежные командировки, а профессия океанолога связана с необходимостью бывать в тропических морях. И он придумал уникальный способ побега из СССР. Тогда практиковались зарубежные круизы: людей сажали на теплоход и возили по морям. Советским людям просто давали возможность увидеть мир, не высаживая их на берег, и им не нужно было делать визы. И вот Курилов решил, что когда теплоход окажется рядом с Филиппинскими островами в двух километрах от берега, он спрыгнет за борт.

С его психофизической подготовкой проплыть два километра было довольно просто. Но корабль изменил маршрут, и Слава оказался не за два километра от берега, а за 200, абсолютно один в открытом океане – у него не было с собой ничего, кроме какого-то порошка от акул. И он плыл трое суток. Любой психолог скажет, что обычному человеку не под силу вынести такие нагрузки – он либо утонет, либо сойдет с ума. Но Курилов доплыл. Именно ежедневная, настойчивая практика йоги помогла ему это сделать. Курилов впоследствии признавался, что убежал из СССР не потому, что ему там невыносимо жилось, а потому, что хотел испытать свою практику. Таких одиночек немного. Но они есть до сих пор: в Сибири, в Прибалтике, Подмосковье. Я с ними знаком, но они не афишируют себя, предпочитая оставаться «неизвестными йогинами». И хотя сейчас доступны самые развитые системы и есть возможность грамотно выстроить практику под руководством посвященных учителей, «неизвестные йоги» в этом, похоже, не нуждаются. Они все еще там, в брежневских временах.

Бурный расцвет

В 80-е годы происходит много ключевых событий, которые сформируют в дальнейшем восприятие йоги людьми как в СССР, так и в постперестроечной России. «В 80-е годы уже появились первые группы йоги – занятия проводились на квартирах. Я ходила заниматься на такую квартиру в 1984 году, – делится воспоминаниями Елена Ульмасбаева. – Занятия вел Борис Евгеньевич Големба, очень интеллигентный и образованный человек. Он рассказывал нам об азах философии йоги, об аюрведе и астрологии. И мы практиковали асаны прямо на полу в тренировочных штанах. Занятия начинались поздно, в 8 вечера, чтобы люди успели доехать с работы. Урок стоил 5 рублей, и попасть в такую группу можно было только по рекомендации. Вообще в то время информация передавалась из рук в руки, через интеллигенцию. Интернета не было. А рекламировать такие вещи было невозможно. Ведь за йогу даже сажали. И сажали потому, что это были, с точки зрения советской власти, странные занятия. Особенно когда люди группируются по квартирам. А вдруг у них какие-то тайные цели? Квартирные занятия были достаточно распространенным явлением. В Москве и Подмосковье их вели в основном самоучки, овладевшие знаниями через все тот же самиздат».

Однако в конце 80-х ситуация стала постепенно меняться, и благодаря деятельности некоторых ученых йога вышла из андеграунда. В те годы в Москве уже существовала лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, в которой работала кандидат психологических наук Елена Олеговна Федотова. «Минздрав направил ее в Индию с целью изучения измененных состояний сознания, – продолжает рассказ Ульмасбаева. – Она побывала в достаточно большом количестве ашрамов и школ йоги по всей стране и в этой поездке познакомилась с Б.К.С. Айенгаром, которого привезла в Россию в 1989 году на первую Конференцию по йоге. Конечно, Федотова поехала встречать Гуруджи в аэропорт. Шел дождь, но когда Айенгар вышел, она бросилась ему в ноги, выполнив традиционное простирание, фактически упав прямо в лужу, чем очень удивила работников аэропорта. На этой конференции были сотни людей. И очень много приглашенных йогов советских, которые впервые увидели друг друга. Вообще это было такое мероприятие, на котором люди смогли по крайней мере познакомиться, ведь раньше они все время прятались».

Благодаря Елене Федотовой йога Айенгара начала набирать популярность в СССР, а затем и в постсоветской России. «Елена дала толчок развитию занятий на постоянной основе, – рассказывает Мария Шифферс, преподаватель йоги Айенгара. – После первой исторической конференции к нам стал приезжать директор Парижского Института йоги Айенгара Фаек Бирия и проводить интенсивы. В залы набивалось множество людей. Удивительно, но йога была не просто популярна, люди буквально захлебывались от желания заниматься и организованными толпами шли в йогу. Материалов при этом не было вообще. Моя мама занималась, используя обычный строительный кирпич вместо деревянного. На семинарах мы тянули ноги в Супта Падангуштхасане с помощью кожаных ремней, коврики отсутствовали – практиковали на хлопковых одеялах. Один мой знакомый, эмигрировавший в Америку, рассказывал потом, что в некоей энциклопедии, посвященной жизни в СССР, были напечатаны фотографии начала 90-х годов: на стадионе 500 человек выполняют позы йоги, а я стою на платформе и демонстрирую асаны. И это было ужасно забавно, потому что в те годы люди точно так же толпами стояли в очереди в Макдоналдс».

Параллельно с развитием йоги Айенгара в Россию проникает и кундалини-йога. Рассказывает Директор клуба «Сат Нам» Наталья Кузьмичева: «Первый раз Йоги Бхаджан приезжал в 1989 году. А потом еще раз в 1992-м. И вот тогда он передал Якову Маршаку инициацию. Йоги Бхаджан жил со своим учеником Даял Сингхом в соседнем доме с домом Маршака целую неделю. Йоги Бхаджан тогда дал Маршаку и духовное имя – Гуру Дживан Сингх – «Учитель Освобожденная Душа». Маршак очень загорелся и начал с помощью техник кундалини-йоги помогать наркозависимым подросткам, и очень скоро их состояние выровнялось. А потом заработало сарафанное радио – эти люди подтянули еще кого-то, а те еще кого-то. Так все и началось.

Сам Яков был сначала учеником Анатолия Зубкова и занимался у него до тех пор, пока не познакомился с Йоги Бхаджаном. Вообще, до знакомства с кундалини-йогой Яков занимался заболеваниями щитовидной и поджелудочной желез, а также алкоголизмом и наркоманией. Он стал искать способы лечения от зависимостей и поехал в Америку. Когда Маршак очень чего-то хотел, он сосредотачивался, и его жизнь прямо «вела». И он нашел центр в Америке, в котором была и официальная медицина, но из состояния депрессии людей с болезнями зависимостей вытягивали именно через специальные йогические упражнения, которые повышали их уровень энергии и удовлетворенности. Мне очень нравилось учиться у Маршака, он очень интересный человек и все делал сам. Когда я занималась в его группе, книг еще не было. И Маршак от руки описывал основные крии, рисовал человечков и потом раздавал это нам. Эти описания и сейчас у меня есть – настоящий артефакт».

В заключение можно сказать, что от первых книг по йоге до появления первых сертифицированных учителей по йоге наша страна проделала большой путь – трудный и интересный. Любопытно, что интерес к йоге вспыхнул на заре возникновения страны советов и разгорелся ярким пламенем в годы заката «красной империи». Сложно представить, как и в какую сторону развивалось бы движение йоги в России, если бы не многие годы практики в атмосфере секретности и опасности (ведь «за йогу» действительно сажали в тюрьму), которая усугублялась крайне ограниченным доступом к источникам информации. Не исключено, что истоки трепетного отношения к традиционным школам – главного отличия «нашей» йоги от, например, американской (где современные стили множатся с завидным размахом), как раз и лежат в том самом, непростом времени.

Фото: Максим Семаков
Стиль: Лада Арзуманова

В съемке принимали участие преподаватели йоги:

Анастасия Семенова (Центр йоги Айенгара),
Константин Ковалев (Центр йоги Айенгара),
Ольга Сидорова (фитнес-центр BJ Club),
Антон Самсонов (Аштанга Йога Центр)

Номер: №36 ноябрь/декабрь 2010
Авторы: Ольга Казак

В агусте занятия Кундалини йогой в Пензе проходят по адресам:
Зал uni-dance.ru
Торговый Центр "ВЫСШАЯ ЛИГА" -
Пн. и Чт. 19.30-21.00
Адрес: ул. Московская 37, 4 этаж (угол ул. Московской и ул. Кураева)
Телефон: +7(8412) 25-06-80 (ресепшн), 73-37-00 в любое время
E-mail: uni-dance@yandex.ru
Телефон: 39-15-04
E-mail: omko08@yandex.ru

Необходимые вещи для занятий кундалини йогой:
1. коврик для занятий йогой в зале и на улице (есть в зале)
2. повязка на глаза (по желанию)
3. одежда для занятий в зале (обычная спортивная или свободная)
4. плед или палантин для релаксации (по желанию)
5. тетрадь и ручки для конспектов (по желанию)
6. маленькую бутылочку воды
7. из еды: фрукты, сухофрукты, чай, мед и т.п. (для живущих далеко от места занятия)



Ссылки

КУНДАЛИНИ ЙОГА в Пензе в vkontakte

Кундалини йога с Сергеем Тарасовым в vkontakte

Кундалини йога класс

КУНДАЛИНИ ЙОГА в Пензе на odnoklassniki.ruhttp://www.blogger.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ОднаКнопка